Анимационные ПСы или кухня визуализатора. Андрей Галаев о работе над профстандартом

Опубликовано: 06.07.2018 в 09:16

Руководитель производства компании «Альянс Анимейшн», к.т.н. Андрей Галаев, который руководит рабочей группой по созданию Профессионального стандарта «Специалист по визуализации анимационного кино»  рассказал об особенностях и сложностях работы над профстандартом в Render.ru:

На мой взгляд, состояние нашей анимационной индустрии немного напоминает мифологию, которая пытается преобразиться в науку. Для дальнейшей эволюции нам необходимо исправить ситуацию с дефицитом кадров, систематизировать знания, накопленные нашим профессиональным сообществом, договориться и принять всех устраивающую профессиональную терминологию, которая бы не имела различных трактовок и использовалась бы и в технической документации анимационных студий, и при заключении договоров, да и просто в ходе производственного общения и, самое главное, наладить процесс обучения действительно востребованных на реальном производстве толковых специалистов.

1. Небольшая предыстория.

Был прекрасный зимний день. Я наряжал дома с сыном ёлку, занимался семейными делами. Но что-то мне не давало покоя. Что-то свербило во мне и терзало мою душу. Я никак не мог понять, что же это за душевные муки, буквально разрывающие меня на части?

….И тут меня озарило! Я осознал. Как же это так, подумал я?! Как же наша огромная, семимильными шагами развивающаяся анимационная индустрия существует без профессиональных стандартов?! Вот оно что, Михалыч! Думаю, дай-ка я возьму, и позвоню в Минтруда, выбью несколько квот на разработку профстандартов для нас, бедных сиджишников. Сам разработаю их, со всеми согласую и т.д…. Вот тогда-то наша отрасль не то что зашагает, а побежит, да ещё и вприпрыжку прямиком в светлое будущее! Да заодно и все наше сообщество разом меня “поблагодарит”, и запишут меня в анналы cg-истории и, самое главное, мне достанется огромный кусок государственного финансирования. Ухх! Да…. это действительно может стать делом всей моей жизни!

Именно так, по всей видимости, решили мои уважаемые коллеги, активно и не очень участвующие в общественном обсуждении проекта профессионального стандарта “Специалист по визуализации в анимационном кино”. Поэтому, начитавшись различных саркастичных и порой крайне “конструктивных” комментариев и предложений, я решил воспользоваться как нельзя подходящим для дискуссии блогом компании «Alians-animation» на сайте render.ru, чтобы немного восстановить хронологию событий и объяснить что и как на самом деле было.

…Всё началось 13 декабря 2017 года с практической конференции в Высшей школе экономики «Современная российская анимация: индустрия и потребности в кадрах. Вызовы будущего», организованной Ассоциацией анимационного кино совместно с киностудией «Союзмультфильм».

В конференции принимали участие представители следующих сфер: представители анимационных студий, представители министерств (труда и образования, педагоги (представители ВУЗов, колледжей, анимационных школ и других образовательных учреждений, в которых обучают некоторым специальностям нашей индустрии), а также представители World Skills Russia.

Производственники пришли заявить о том, что им не хватает производственных кадров, обозначили (кто как мог) те реальные профессии, по которым, по их мнению, наиболее проблематично набирать штатных сотрудников.

Представители министерств выслушали первых, объяснили как это всё на самом деле устроено на уровне «образовательных ГОСТов». Заявили о своей готовности (очевидно, на то есть политическая воля “сверху”) эти профессиональные стандарты корректировать или вводить новые под те требования, которые и сформируют реальные производственники (т.е. мы — представители анимационных студий). Не знаю как коллеги из других компаний, но когда я шёл на эту конференцию, то думал, что мне надо рассказать — какие профессии сложнее всего закрыть в штатном расписании анимационной студии по причине дефицита кадров, а не то — как и какие профессиональные стандарты надо менять для этого.

Представители образовательных учреждений отметили крайне мелкое дробление профессий, списки которых предоставили производственники, указав, что обучение по таким специальностям невозможно, и их надо объединять. И это тоже правильно, ведь очень сомнительно, что по таким узким специальностям удастся набрать группы и сформировать учебные планы на время полноценного обучения. Повторюсь — производственники пришли говорить о тех профессиях, представители которых в дефиците на реальных производствах. Однако производственники, в свою очередь, констатируют факт, что выпускники этих учреждений не готовы для полноценной работы в «боевых условиях». Также представители ВУЗов отметили, что если уж что-то и менять в их педагогической деятельности, то нельзя забывать про золотой опыт, который накоплен эти учебными заведениями за всё время их существования. Нельзя не согласится и с этим утверждением.

В общем, все сошлись на том, что учить надо бы не только великих маэстро и мэтров, а специалистов среднего звена, но боевой закалки, обладающих необходимыми практическими навыками для работы на реальных анимационных студиях.

Далее состоялось ещё пару встреч в более узком кругу с участием, преимущественно, супервайзеров и продюсеров студий, в ходе которых кое-как удалось классифицировать наши профессии. Определили три основных направления: «создание ассетов», «анимация» и «визуализация». Именно это разделение впоследствии и легло в основу разрабатываемых профессиональных стандартов. И волею судьбы мне досталась именно «визуализация». “Ну и ладно”, — решил я. Подумаешь, напишу чем занимаются у нас лайтеры, рендерщики и композеры, заодно обновлю техническую документацию по должностным обязанностям. И дело доброе сделаю и медаль дадут.

И так пошел я “по этапу”. Пригласили меня во ВНИИ Труда на лекцию, где в аудитории сидело несколько десятков человек совершенно из разных отраслей. Всех нас там собрали, чтобы объяснить что есть ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (далее ПС). Закидали огромным количеством различной документации, в которой описывается вся терминология и методология их разработки. Это, я вам скажу, перелопатить было не так уж просто. Особенно, если учитывать этот государственно-формальный язык, на котором там всё излагается (больше спасибо нашему координатору- Марине Трушиной за то, что очень посодействовала в освоении этого материала).

И тут я понял, что простыми списками профессий и должностными обязанностями не отделаешься. Но деваться было уже некуда. И понеслось…

 

В общем худо-бедно я написал, что мог, сам. И опросил много знакомых ребят, в основном лидов отделов и супервайзеров (за что им также выражаю душевную благодарность), сделав ПС “Специалиста по визуализации в анимационном кино”. Сделал, на сколько хватило времени, ума и терпения. Далее привлёк экспертов из других студий и сторонних специалистов, чтобы они тоже внесли свои комментарии и предложения, согласовал со всеми, на сколько это было возможно, поправки и созданный мной профессиональный стандарт вышел на заключительный этап — общественные обсуждения.

2. Общественные обсуждения.

Далее мне бы хотелось сказать пару слов про призывы к саботажу и разные комментарии в социальных сетях. С одной стороны, большое количество комментариев показывает, что тема живая и насущная. Однако, к сожалению, добрая половина комментаторов явно не дочитала ПС дальше первых страничек. Но это было вполне ожидаемо. В каком прекрасном мире мы живём, где каждый имеет право выражать своё мнение, даже в ненормативной форме без каких-либо обязательств и последствий. Ну да ладно, я считаю, что каждый имеет право самовыражаться как умеет.

Думаю, во многом количество и настрой комментариев был предопределён тем, что я первый “защищался”. Если честно, разработка ПС во много мне напомнила работу по написанию моей диссертации (ну или, хотя бы одной из её глав).

Уважаемые коллеги, если вы мыслите столь кардинально и яро выступаете против введения ПС для нашей отрасли, так уверены в себе, пожалуйста, пишите напрямую в ААК или в Министерство Труда РФ открытое письмо. Или создайте петицию. Решение о их разработке принято не мной и не другими специалистами, разрабатывающими их. Иначе ПС примут в том виде, в котором мы его доработаем, а ваши негативные (но правомерные) мнения так и уйдут в небытиё.

В первую очередь, хотелось бы отметить, что представленный проект ПС — это не финальная его версия, а лишь черновик, который и предлагается обсудить всей нашей доброжелательной индустрией. Если у вас имеются дельные комментарии и предложения по его содержанию и форме, и вы хотите, чтобы их рассмотрели и внесли соответствующие поправки, то можете писать в специально заведённом для этой цели открытом документе.

Про то, что ПС могут устареть, хорошо сказал Константин Харитонов в своём FAQ (кстати, спасибо ему за поддержку): “Профстандарты не устаревают в течении 10-15 лет, так как в них нет привязки к конкретному программному обеспечению, а вместо этого содержат подробный список навыков. Поэтому до тех пор, пока анимацию или VFX не будут делать принципиально новыми способами, все это останется актуальным.” От себя лишь добавлю, что ПС при необходимости можно корректировать и актуализировать. Кстати, вот ссылка и на этот открытый документ:

https://docs.google.com/document/d/1oMVj4A-8-2vQ_pZXzGK4Sg_ZMMpHutZiqtrFuBhtiks/edit#

По поводу “а почему бы не взять и тупо не сделать опросник со всех студий” я бы хотел сказать, что именно так всё и было. С этого всё и начиналось. И не просто с опросника, а с личных встреч представителей анимационных студий и многих других заинтересованных лиц. И я вам хочу сказать, уважаемые коллеги, что это не так-то просто. Взять и договорится — как кого называть, что этот кто-то должен делать, что уметь и что знать? У всех своя терминология, у всех свои пайплайны, технические требования, рабочие условия и прочее… В представленном проекте ПС вы можете наблюдать — на чём мы так или иначе сошлись с представителями других студий (кстати, огромное спасибо и им за участие в разработке, без них я точно бы не потянул эту махину).

Хочу поблагодарить за саму мысль и конкретно за ссылку на сайт английского правительства, где можно покопаться и найти действительно полезную информацию. Уверен, что мне удастся там отыскать что-либо полезное и внести соответствующие корректировки. Кстати, почему-то правительство Туманного Альбиона тоже попросило свою анимационную индустрию формализовать свою деятельность… И эти документы 2014 года ещё не устарели… Только написано там всё совсем в другой форме и достаточно сжато. Больше похоже на требования к вакансии для резюме.

У российских ПС есть своя структура, своя терминология. Они подразумевают гораздо более глубокую проработку вида профессиональной деятельности. С этим я невольно познакомился в ходе своей работы. Так что не получится всё тупо “скопипастить” из-за “бугра” и внести в российский ПС. Придётся изобретать велосипед и для наших дорог. А у нас в России, как известно, две проблемы… К тому же, всё это ещё надо согласовать с представителями других студий и другими специалистами, которые тоже имеют своё мнение. Но за предложение применить иностранный опыт и поискать в паутине что-то похоже на ПС других стран ещё раз — спасибо. Обязательно воспользуюсь этим советом. Ровно как не откажусь и от практической помощи.

Далее хотел бы обратить внимание уважаемого сообщества на фразу одного из коллег, что ПС — это не закон. Никто не будет в здравом уме заставлять руководителей студий принимать сотрудников на работу таким образом, чтобы они соответствовали всем пунктам этих ПС. Он носит рекомендательный характер. Хотя сейчас там заложен довольно высокий уровень квалификации. И посмотреть на уровень квалификации своих сотрудников, сравнив его с “общим по больнице” никогда не помешает. И если нам не будет стыдно за российский диплом государственного образца по нашим специальностям, кому от этого станет хуже? Всегда должен быть выбор.

Также я понимаю, и даже частично согласен с мнениями тех, кто не хочет этой формальной “встряски”. В основном это рядовые сотрудники и некоторые представители образования. Им не хочется что-то менять. Жили спокойно и на тебе! Но, я думаю, что продюсеры студий, деканы анимационных факультетов и ректора этих ВУЗов могут думать иначе. Продюсерам важны хорошие отношения с нашим государством (все они хотят налоговых послаблений для анимационной индустрии, увеличения господдержки для своих проектов и др.), а руководителям образовательных учреждений хочется актуализировать или ввести новые специальности, по которым бы конкурсы на поступление в их учреждения зашкаливали из-за востребованности этих специальностей. Думаю, ПСы очень могут в этом поспособствовать.

Насчёт комментариев про словоблудие и извращённую форму подачи. Дело в том, что одно из основных требований к созданию ПС заключается в том, что там не должно быть иностранных, жаргонных и сленговых словечек и формулировок. И всё должно соответствовать форме и регламенту разработки ПС. С ней вы можете ознакомится на профильных сайтах Министерства труда и социальной защиты РФ.Поэтому я и пытался всё перевести на “государственный” язык. И вынес на обсуждения те названия, которые получились. Я очень поддерживаю идею о проведении голосования (или просто запуска некого опросника) насчёт названий и формулировок. Если сообщество проголосует и утвердит что лайтера, рендерщика, композера и других специалистов мы так и будем называть, то я лично ничего не имею против. Мы просто покажем результаты голосования в Минтруда и скажем, что эти слова теперь русские. Пока что мы так и не смогли чётко договорится о приемлемой для всех терминологии.

Самое сложное для меня место в ПС — это пресловутые ОКЗ, ОКВЭД, ОКПДТР, ОКСО (недаром туда затесался ляп про кулинарию). Уж в чём, в чём, а тут я оказался бессилен и безволен. Очень надеюсь, что найдутся в нашем сообществе адекватные люди, имеющие больше опыта работы с этими страшными аббревиатурами. И они дадут дельные советы.

На более мелкие и едкие комментарии я позволю себе не обращать внимания, так как они так или иначе дублируются, пересекаются или же вовсе мало информативны.

 

3. Перевожу на русский.

Как я уже говорил во вступлении, приводя заумную аналогию из истории и философии науки, очень важно наладить непрерывный процесс передачи систематизированных знаний для обучения реально востребованных специалистов.

Для того, чтобы этих специалистов обучать, нужно разобраться как минимум — каких именно производственных кадров не хватает в нашей отрасли, как их правильно называть, что они должны уметь делать и т.д. С этими вопросами наше государство и решило обратиться к анимационным студиям через Ассоциацию анимационного кино.

Была проведена огромная работа с привлечением экспертов от всех крупных российских анимационных студий и других организаций, имеющих отношение к созданию анимационного кино. В результате получились проекты неких документов — Профессиональных Стандартов в анимационном кино. В них прописаны названия этих специалистов, то, чем они реально занимаются на работе (их повседневные трудовые действия) и те умения и знания, которыми они должны для этого обладать. Далее на основе этих документов, будут разрабатываться специальности и учебные планы для студентов. И, возможно, через несколько лет к нам на производство будут попадать более подготовленные специалисты-выпускники. В теории.

Как пошутил один мой товарищ с нашей студии: “Да простит мне индустрия внесённый в неё уровень формализма!” Как в воду глядел.

И если я ещё не утомил читателя довольно скучным материалом, то сейчас это точно сделаю.

 

Ниже я попробую кратко, но по существу расписать ПС на более доступном языке (все названия и формулировки пока рабочие, и их можно предлагать поменять — на то и есть общественное обсуждение).

1. Лайтеров, то есть тех, кто занимается настройкой освещения в трёхмерных компьютерных сценах анимационного кино, разделили на две категории:

1а. “Просто” лайтеры (не путать с «будулайтерами»). Эти люди каждый день на работе занимаются тем, что создают источники света и настраивают их параметры, назначают и корректируют шейдера и материалы, настраивают различные параметры визуализации, разбивают материал на рендер-слои, задают проходы визуализации, отправляют сцены на поточную визуализацию на рендер-сервер, делают предварительную визуализацию и иногда даже собирают прекомпозы;

1б. “Ведущие” лайтеры (где-то их называют руководителями отдела освещения, где-то главными художниками по свету или просто лидами лайтинга). У этих ребят уровень квалификации (как и ответственности и знаний) несколько выше. Свои трудовые будни они коротают тем, что помимо вышеперечисленных действий, занимаются настройкой освещения в мастер-сценах, осуществляют технологический контроль над поступающим на визуализацию рабочим материалом, а также взаимодействуют с художником-постановщиком и режиссёром по вопросам разработки, утверждения цветовых экспликаций и их трёхмерной реализации (в мастер-сценах), с технологами и руководителями смежных отделов по вопросам приёмки-передачи рабочих материалов, файлов и технической документации, а также распределяют, контролируют выполнение и утверждение задач по настройке освещения внутри трудового коллектива\отдела.

Для того, чтобы всё это делать, лайтеры должны уметь пользоваться на уровне, в зависимости от своей квалификации, компьютерными программами для трёхмерной визуализации и композинга, цифрового рисования, организации и управления производством, взаимодействия с рендер-сервером, знать основы компьютерной графики, теорию света и основные схемы освещения, понимать как устроен цифровой цветовой круг, психологическое воздействие цвета, физику распространения света, оптику, знать основные методы и алгоритмы визуализации, хорошо разбираться в её терминологии и, совсем здорово, когда у них ещё имеется и знание технического английского языка (хотя бы на уровне, достаточном для самостоятельного поиска информации на зарубежных ресурсах), а также у лидов должно быть понимание всех производственных этапов создания анимационного кино.

Это вкратце о лайтерах. Имеется довольно много спорных и вообще незаполненных граф, для заполнения которых, я и надеюсь на помощь нашего профессионального сообщества (я говорю не только о ОКЗ, ОКВЭД, ОКПДТР, ОКСО, но и, например, об опыте практической работы, об имеющимся образовании и т.д.).

2. Рендерщики (люди, которые занимаются финальной визуализацией трёхмерных компьютерных сцен анимационного кино). Как оказалось, весьма спорная профессия. В ходе разработки ПС я обнаружил, что во многих студиях, достигших определённого этапа развития, рендер-отдел фактически упраздняется. В таких студиях сцены на ферму посылают сами лайтеры, используя специально написанные для этого скрипты. Остаётся пару человек, которые следят за качеством рендера, загрузкой фермы и пописывают эти скрипты, а именно:

2а. Обычный рендерщик (специалист контроля качества визуализации), трудовыми действиями которого является: осуществление технологического контроля над поступающим с ренедр-сервера рабочим материалом, тестирование и оптимизация технических параметров виртуальных материалов, источников света и других компонентов трёхмерных сцен, настройка и создание виртуальных материалов и шейдеров, выявление и исправление системных и случайных ошибок визуализации, бракованных рабочих материалов и файлов, взаимодействие с креативной группой по вопросам соответствия финальной визуализации творческим параметрам проекта, взаимодействие с технологами и руководителями смежных отделов по вопросам приёмки-передачи рабочих материалов и файлов, осуществление контроля над оптимальностью загрузки рендер-сервера, осуществление программно-технической поддержки и обеспечение необходимой функциональности подпрограмм по отправке трёхмерных сцен на поточную визуализацию на рендер-сервер;

2б. Рендерщик-скриптовик отвечает за разработку методов и реализацию процесса непрерывной передачи данных из других производственных отделов в отдел визуализации в соответствии с технологическими требованиями рабочего процесса, разработку методов и реализацию процесса непрерывной передачи данных из отдела визуализации в отдел композинга, за написание, отладку и внедрение специализированных подпрограмм (скриптов) для оптимизации производственного процесса, осуществление технологического контроля за оптимизацией и отладкой рабочих материалов и файлов, поступающих на визуализацию, за решение других нестандартных производственных задач, связанных с визуализацией трехмерных компьютерных сцен, взаимодействует с технологами и другими техническими специалистами по вопросам разработки методов оптимизации производства и технологических схем производственного процесса.

Специалисты этих профессий является более технически подкованными в плане визуализации, чем лайтеры, но меньше в плане художественном, поэтому, помимо всего прочего, должны уметь писать скрипты, упрощающие работу всей студии и, в частности, в отделах, связанных с визуализацией, понимать не только терминологию визуализации, но и математические алгоритмы, на которых она базируется и т.п.

3. Композеры. Как я не пытался их обозвать на “государственно-формальном” языке, выходило «масло-масляное». Поэтому пока так и осталось: композеры — те люди, которые занимаются финальной компьютерной обработкой визуализированных последовательностей графических файлов.

3а. “Обычные” композеры осуществляют базовую компоновку и цветокоррекцию слоёв визуализации в программе для композинга в соответствии с художественными эскизами и экспликациями, исправляют ошибки визуализации средствами программ для композинга, добавляют анимацию и визуальные эффекты, настраивают и корректируют стерео-параметры визуального ряда, создают визуальные эффекты методами программ для композинга и интегрируют их в рабочую сцену и, в конце-концов, экспортируют финальный результат в виде последовательностей графических файлов (или видео-файла) в соответствии с технологическими требованиями производственного процесса;

3б. “Ведущие” композеры, помимо вышесказанного, осуществляют контроль над входящим и исходящим визуальным рядом на предмет его соответствия технологическим и художественным стандартам проекта, занимаются настройкой различных параметров композинга в эталонных мастер-сценах, решают другие нестандартные задачи по визуализации средствами композинга, взаимодействуют с творческой группой по вопросам соответствия финализируемых визуальных материалов художественным параметрам проекта, с технологами и другими техническими специалистами по вопросам соответствия последовательностей графических файлов технологическим параметрам проекта, а также по вопросам приёмки-передачи рабочих материалов и файлов, собирают мастер-версии визуального ряда из финальных материалов в соответствии с монтажом и подготавливают его цветокоррекции, разрабатывают методы и занимаются написанием и отладкой подпрограмм для оптимизации производственного процесса на этапе композинга и, как и все лиды, распределяют и организуют процесс утверждения (приёмки) задач по композингу внутри трудового коллектива\отдела.

Среди требований к необходимым знаниям и умениям, в отличие от лайтеров и рендерщиков, композеры не обязаны хорошо владеть программами для визуализации трёхмерных сцен, однако должны знать основы анимации, построение композиции и компоновки кадра, характеристики наиболее распространённых типов и форматов графических и видео-файлов, а также основных параметров цифровых изображений (битность, разрешение, аспект, компрессия, метаданные и др.), а также основные видов цветовых пространств и особенностей работы в них.

 

4. Заключение.

В этой статье я попытался очень кратко изложить, что же написано в ПС по визуализации. Я старался не перегружать читателя рутиной и формализмом, но насколько у меня получилось, судить не мне. Мне бы очень хотелось перевести дискуссию в нормальное, продуктивное русло и с помощью всех небезразличных к развитию нашей отрасли коллег довести профессиональный стандарт “Специалиста по визуализации в анимационном кино” до принятия Национальным Советом в сентябре 2018 года. Друзья, мы все в одной лодке, которая плавает по нашей круглой земле, поэтому давайте жить дружно и помогать друг другу!

Выражаю отдельную благодарность Роману Пешкову за хорошие иллюстрации.

Автор:
Категория: Новости