Новости

Директор ААК Ирина Мастусова приняла участие в общественных слушаниях о рисках принятия «Закона о фестивалях»

14 сентября в Общественной палате РФ в рамках общественных слушаний обсудили риски правоприменения поправок в Федеральный закон № 335-ФЗ «О господдержке кинематографии». В конце июля Госдума приняла поправки к этому закону, которые запрещают показы фильмов без прокатного удостоверения на фестивалях, не имеющих конкурсной программы, а также на ретроспективах и других кинопоказах альтернативного контента.

На слушании присутствовали представители кинобизнеса, государственных музеев, кинотеатров и сетей, организаторы кинофестивалей, ретроспектив и других кинособытий, представители культурных центров и посольств и другие члены киносообщества.

В январе 2018 года в Государственной Думе РФ после первого чтения поправок в закон на встрече рабочей группы с участием Министерства культуры РФ представители киноиндустрии предоставили всю информацию по видам существующих фестивальных, ретроспективных, театральных кинопоказов в России и высказали ряд предложений, которые позволили бы сохранить данные направления. Однако эти предложения не были учтены в принятой версии закона, отмечают организаторы общественных слушаний. По их словам, после подписания закона никто из представителей киносообщества не был приглашен для корректной разработки нормативных актов принятого закона.

Новый закон, вводя требование об обязательном получении прокатного удостоверения для фильмов — участников неконкурсных фестивалей и ретроспектив, выводит за рамки легитимности деятельность целого ряда компаний, занимающихся просветительскими проектами: фестивальным, авторским, некоммерческим кино, трансляциями и кинопоказами спектаклей, работу федеральных и муниципальных государственных учреждений культуры и образования, организующих показы мировой киноклассики в рамках культурных проектов и учебного процесса, а также функционирование кинотеатров, специализирующихся на кинопрограммах по целым направлениям.

Денис Кирис , заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия:

«Я уверен, что фестивальные, ретроспективные показы не должны регулироваться прокатными удостоверениями. Я удивлен, что в наших слушаниях не принимают участие представители от Государственной Думы и Минкультуры РФ. Получается, что у нас не учитывается мнение профессионального сообщества, которое работает в этой сфере и которое серьезно пострадает после вступления в силу закона. После внесения изменений в федеральный закон многие компании, которые занимаются организацией кинофестивальной деятельности, понесут убытки и даже могут стать банкротами. Наша задача сейчас максимально конкретизировать все мнения, юридически обосновать их и направить в соответствующие органы. Я считаю, что у нас есть шанс повлиять на ситуацию. Необходимо добиться того, чтобы мнение профессионального сообщества было услышано, и мы бы избежали тех последствий, которые могут наступить после принятия в силу этого закона».
Антон Долин , главный редактор журнала «Искусство кино»:

«У каждого, кто здесь присутствует и кто представляет нашу отрасль, нет сомнения в том, что готовящийся закон — это катастрофа. Нет тех людей и тех участников этого процесса, для кого готовящиеся изменения были бы позитивными. Речь идет о гуманитарной катастрофе. Ее возможный результат — не то что 30 человек, собравшихся в зале, потеряет или поменяет работу, а то, что десятки тысяч людей будут лишены даже теоретической возможности пойти в кино и увидеть там те фильмы, которые позволяют назвать кино искусством, которые говорят о нашей истории, о нашей и мировой культуре».

По мнению киносообщества, под удар попадают ретроспективы классики отечественного (снятого после 1947 года) и зарубежного кино, такие как ретроспективы Марлена Хуциева, Чарли Чаплина, Сергея Герасимова, Стенли Кубрика, Орсона Уэллса, Киры Муратовой, Милоша Формана, Федерико Феллини, Андрея Тарковского и многих других.

Ольга Улыбышева , отдел кинопрограмм Государственной Третьяковской галереи:

«Новый закон ставит под вопрос возможность легального показа в том числе и огромного массива отечественного кино, снятого после 1947 года. Выходя в прокат в советское время, отечественные фильмы получали не прокатные удостоверения, а условно бессрочные разрешительные, статус которых на данный момент законодательством РФ не определен. Таким образом, можно говорить о том, что у абсолютного большинства советских фильмов на данный момент действующего прокатного удостоверения современного образца, отраженного в Государственном реестре прокатных удостоверений фильмов, нет. Кинохроникальные съемки и кинолетопись страны никогда не получали никакого прокатного или разрешительного удостоверения, т.к. рассматривались как архивные материалы и, следовательно, согласно новой редакции статьи 5.1. Закона о кинематографии тоже публично демонстрироваться не могут. Что касается зарубежной киноклассики, подавляющее число таких фильмов не имеют прокатных удостоверений. Стоимость прав на такие фильмы значительна, а потенциальная аудитория в нашей стране — давайте скажем честно — крайне ограниченна. Не представляя коммерческого интереса для кинобизнеса, такие фильмы после вступления в действие новой редакции закона и вовсе перестанут показываться в и так немногочисленных кинотеатрах, киношколах, музеях, библиотеках. В рамках существующего законодательства под определение кинопоказа попадает и публичная демонстрация музеями любых типов фильмов и видеоматериалов на основных и временных музейных экспозициях, что соответствует современному уровню развития музейного дела, активно использующего различные мультимедиа».

Светлана Максимченко , генеральный директор ГУП «Московское кино»:

«Мы государственное учреждение в ведении Департамента культуры города Москвы. Это накладывает определенные обязательства. В наших кинотеатрах идет большое количество ретроспектив, фестивалей, спецпоказов, киноклубов, в том числе совместно с культурными центрами и посольствами. Мы показываем много советского кино, часто с пленки из нашего фильмофонда. И это, по сути, наше госзадание, то есть город заказывает нам проведение таких показов, для зрителей они бесплатны. Пока такие показы никак не регулируются — возможно, и не должны».

При этом существующее законодательство и новые поправки также никак не упрощают жизнь российским кинофестивалям, отмечает  Ситора Алиева , директор программ открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», консультант по России и СНГ международных кинофестивалей в Варшаве и Карловых Варах:

«Мы открытый российский кинофестиваль, который собирает в программу самое новое и интересное кино, снятое режиссерами на русском языке. В культурном процессе произошла технологическая революция, границы стран уже давно размыты и не имеют определяющего значения, люди рассеиваются по миру, и у многих из них появляется желание и возможность снимать русскоязычное кино, при этом не находясь в России. И мы столкнулись с проблемой — например, молодой талантливый режиссер живет не в России и снимает прекрасный фильм на русском языке, и я не могу его показать на “Кинотавре” только потому, что у этого фильма нет двух документов — прокатного удостоверения и удостоверения национального фильма. Из-за этого мы лишаем себя новых авторов. Я считаю, что это катастрофа. Мы 30 лет поддерживаем авторское и дебютное кино российских режиссеров, предоставляя им возможность хорошего старта на нашем фестивале. Но вопрос официального оформления показа сегодня сознательно усложняется и утяжеляется. И в результате мы теряем эти фильмы».

Надежда Котова , генеральный директор арт-объединения CoolConnections, считает, что уничтожаются все фестивали без конкурсных программ и жюри, к которым относятся практически все фестивали национальных кинематографий, проводимые при поддержке посольств и культурных центров, такие как фестиваль немецкого кино, фестиваль французского кино, фестиваль нового итальянского кино NICE, фестиваль кино северных стран, фестиваль японского кино (в этом году должен проводиться в рамках перекрестного Года России и Японии): «Получить прокатное удостоверение для фильмов всех фестивалей, соорганизаторами которых является наша компания, невозможно. Фестивальные права во всем мире не подразумевают такой объем документооборота и предоставления материалов для просмотра и сдачи в ГФФ. Большинство компаний-правообладателей просто откажется от предоставления фильмов для участия в фестивалях. Попасть в реестр международных кинофестивалей также не представляется возможным, поскольку фестивали наши неконкурсные и чаще всего проводятся более чем в одном городе. Требование получать прокатное удостоверение для показов серий телевизионных сериалов, таких как “Доктор Кто”, кажется странным, учитывая, что телеканалы от этого требования справедливо освобождены».

Участники также выразили обеспокоенность, что под запрет попадают и тематические фестивали, такие как фестиваль Beat Weekend, Большой фестиваль мультфильмов, фестивали документального кино и многие другие культурные кинособытия, охватывающие многие регионы России. Рассказывает  Кирилл Сорокин , основатель Beat Film Festival:

«Мы показываем фестивальное кино в партнерстве с различными культурными институциями и, по сути, занимаемся креативной экономикой в сфере культуры. В которой символический капитал важнее, чем капитал экономический, и служит для развития социальной сферы, модернизации сферы образования, это такая витринная история, которая влияет на все — привлекательность городов, повышение качества жизни и так далее. Проблема в том, что новый закон основан на чудовищно несовременных представлениях о фестивалях и современных кинокомпаниях. В XXI веке такие высокотехнологичные компании, как, например, Netflix, уже во многом определяют киноландшафт фестивалей всего мира, и обсуждать с ними предоставление полного пакета всех документов и материалов на разовые фестивальные показы — это анахронизм».

Дмитрий Шлепнев , Большой фестиваль мультфильмов:

«Закон не учитывает различные формы проведения кинофестивалей, в частности фестивалей зрительских, где нет необходимости в конкурсе, но стоит задача знакомства зрителей с широкой панорамой кино или анимационной индустрии со всего света. Ежегодно в нашем фестивале принимает участие до 400 короткометражных и полнометражных мультфильмов, снятых в нескольких десятках стран. Короткометражные мультфильмы собираются в сборники, общее количество которых достигает 50. При средней стоимости работы на один сборник в размере 30 тысяч рублей (стоимость ПУ, производства копии в формате DPX для ГФФ, составление, перевод и заверение договоров) бюджет фестиваля только на оформлении ПУ потеряет порядка 1,5 миллиона рублей. Другая сторона вопроса не менее тревожна: в случае переформатирования фестиваля под конкурсный формат мы сталкиваемся с невозможностью работать в данном направлении — помимо бюрократической процедуры подачи документов, проект постановления о включении в реестр международных кинофестивалей предполагает подачу заявки в ноябре года, предшествующего проведению смотра. Для конкурсного фестиваля собрать программу за год, определить его жюри и площадки до его проведения является совершенно неприемлемым и непрофессиональным условием! Кроме того, проводя эхо фестиваля в крупных региональных центрах в течение года, мы сталкиваемся с необходимостью организовывать конкурсную программу из одних и тех же фильмов по несколько раз в год!»

Ольга Зинякова , президент сети кинотеатров «Каро»:

«Два года назад мы выделили показы альтернативного контента в отдельное направление “Каро.Арт” и продвигаем их не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. Это направление стало для нас очень важным — и с точки зрения развития культуры кинопоказа, и с коммерческой точки зрения. Очень важный момент — все показы мы проводим в публичном пространстве, и они официально заявлены на нашем сайте, анонсированы и вся отчетность по ним уходит в ЕАИС. Тем не менее за последние недели мы получили несколько писем от Министерства культуры, где обращают наше внимание на то, что у фильмов, которые мы показываем в рамках фестивалей и ретроспектив, нет прокатного удостоверения.

Для нас и для культуры нашей страны крайне важно сохранить и иметь возможность в дальнейшем развивать данное направление кинопоказа».

Под запретительное действие нового закона попадают трансляции и показы в записи спектаклей из Большого театра, Комеди Франсез, Метрополитен-оперы, Парижской оперы, Ковент-Гарден и других знаковых мировых театральных площадок. Новый закон еще не вступил в силу, кинотеатры уже получают письма с предупреждениями от Министерства культуры о неправомерности показов без прокатного удостоверения. Некоторые кинотеатры отказываются обсуждать и открывать продажи на ранее согласованные фестивали и ретроспективы, поясняет Анна Зимина, директор по региональному развитию проекта TheatreHD: «Трансляции и показы спектаклей в записи проходят в России уже более чем в 60 городах, где они стали важной частью культурной жизни. Показы спектаклей заведены, как и обычные фильмы, в билетную программу кинотеатров, а также по каждому показу уходит отчет в систему ЕАИС. При этом показ должен либо иметь прокатное удостоверение, либо помечаться как фестивальный показ. Получить прокатное удостоверение на трансляции и показы спектаклей в записи невозможно — срок прав очень ограничен по времени (например, балет “Щелкунчик” Большого театра имеет окно показа в кинотеатрах всего 22 дня). Стать конкурсным фестивалем тоже невозможно. Вступление нового закона в силу лишает спектакли нового сезона возможности легального показа. Уже сейчас мы получаем от кинотеатров и сетей предупреждения, что в ноябре и далее без прокатного удостоверения они работать не будут».

Под угрозой также окажутся фестивали и смотры студенческого и детского кино (снятого детьми, подростками, учебные работы школ и вузов), замечает  Ирина Мастусова, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино: «С позиции государственных чиновников многих нюансов и процессов организации фестивалей просто не видно. Новый закон не учитывает, например, фестивали, ставящие своей целью поддерживать и развивать творческие способности детей, подростков и молодежи. Это, по сути, творческие мастерские и площадки для обмена опытом детских анимационных и киностудий. А также поле для ранней профориентации. В рамках таких фестивалей проходят показы студенческих и детских работ — короткометражные анимационные и художественные фильмы. Показы подобного рода также теперь выходят за рамки легальных.

В стране сформировано профессиональное сообщество людей, занимающихся фестивальным движением, и его позицию нельзя игнорировать. Наша задача — отложить вступление закона в силу до совместной выработки оптимального решения и договориться с государством о таких правилах, которые бы не нанесли непоправимый урон фестивальному движению».

По мнению организаторов кинособытий, необходимость конкурса и жюри для проведения ретроспектив, национальных фестивалей, показов театральных трансляций и другого альтернативного контента является абсурдной, также как и ограничение по длительности кинофестиваля (не более 10 дней) и количеству сеансов одного фильма (не более двух).

Кирилл Разлогов , программный директор ММКФ: «Ограничить фестиваль сроком в 10 дней — странное решение. Каннский фестиваль идет 12 дней, Венецианский — 11, если брать наших ближайших соседей — Софийский кинофестиваль идет месяц, так же, как и фестиваль в Сиэтле. Есть круглогодичные фестивали. Есть фестивали, мигрирующие из города в город. Есть фестивали конкурсные и неконкурсные. У одного из самых крупных в мире фестивалей — фестиваля в Торонто — вся международная программа неконкурсная. Что не мешает ему быть очень важным крупным фестивалем. Попытка определить, что такое фестиваль, заранее обречена на неудачу. Фестивальное движение очень разноплановое и разнообразное. Что касается ограничения в два показа на каждый фильм фестиваля, единственная сторона, которая вправе ограничивать количество показов фильма в рамках фестиваля, — это правообладатель картины. Также я с интересом прочел сводный отчет по рискам по постановлению про регламентацию фестивалей, и там вообще не поднимался вопрос коррупционных рисков, пишут, что их нет. Так вот, данный закон даст огромную почву для коррупции».

Егор Одинцов , генеральный продюсер Международного еврейского кинофестиваля:

«Мне кажется, что нужно обратить внимание на то, что определение понятия “кинофестиваль”, заданное в новом законопроекте, по сути противоречит международно признанной классификации кинофестивалей FIAPF — Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров, которая выделяет неконкурсные кинофестивали в отдельную категорию, куда в том числе входит Международный кинофестиваль в Торонто. В этом смысле было бы важно привлечь к обсуждению сложившейся ситуации российских членов FIAPF — Гильдию продюсеров и Ассоциацию продюсеров кино и телевидения, которые, с одной стороны, представляют значительную часть нашей киноиндустрии, а с другой — как члены должны уважать и отстаивать базовые принципы Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров».

Сооснователь проекта «Иноекино»,  Евгений Крас  подчеркивает, что введение для всех неконкурсных фестивальных и ретроспективных показов требования получать прокатное удостоверение на практике неосуществимо. Пакет документов и материалов, который нужно предоставить в Министерство культуры и в Госфильмофонд, невозможно собрать для фильма, на который правообладатели дают разрешение только на фестивальные показы:

«В ответе на критику закона, опубликованном на сайте Министерства культуры, звучала фраза о том, что у старых фильмов есть прокатные удостоверения, поэтому закон не коснется ретроспектив. Хочется задать вопрос — о чем здесь речь? Действующих прокатных удостоверений, нет даже у совсем новых фильмов. Например, на фильм “Дюнкерк” Кристофера Нолана, который выходил в прокат год назад, прокатное удостоверение закончилось в конце июля 2018 года. При этом хочется обратить внимание на странную и заведомо неверную информацию в реестре прокатных удостоверений. На многие фильмы в реестре существует запись о том, что “фильм перешел в общественное достояние”. Это неправда, у большинства таких фильмов есть действующие правообладатели. Кто и на каких основаниях ввел эти данные в реестр? И в этом нужно навести порядок — это отличная лазейка для пиратов, которые проводят нелегальные показы классики без отчислений правообладателям, а при возникновении к ним вопросом ссылаются на данные записи в реестре. Три первых фильма, которые пришли ко мне на ум, я проверил в реестре, и все они имеют такую запись — “12 разгневанных мужчин” Сидни Люмета, “Римские каникулы” Уильяма Уайлера и “Звуки музыки” Роберта Уайза».

Мария Готлиб , куратор репертуара Центра документального кино:

«ЦДК совмещает три направления: мы однозальный кинотеатр, который является одной из фестивальных площадок Москвы, мы занимаемся организацией своих фестивалей, а также дистрибуцией документального кино. И в связи с этим хотелось бы отметить, что получение прокатного удостоверения — это не такой простой процесс, как об этом говорят. Есть сложности со сдачей материалов, есть и финансовый аспект: помимо пошлины в 3500 рублей, нужно изготовить и сдать фильм в ГФФ в специальном формате dpx, а также подготовить другие материалы, — это примерно еще 30 тысяч рублей. Плюс к этому мы платим за права и делаем перевод, если это иностранный фильм. Все это делает финансовую часть фестивального показа просто неподъемной».

Срок вступления нового закона в силу, 1 ноября 2018 года, также означает, что все запланированные мероприятия в ноябре и декабре 2018 года невозможны для проведения ни при каких условиях, рассказывает  Ольга Вад, программный директор фестиваля «Политех 360»: «Фестиваль “Политех 360”, в программу которого входит кино о науке и технологиях, — это проект Политехнического музея, направленный на популяризацию научного знания. В этом году мы собираемся провести его в восьмой раз: с 22 ноября по 2 декабря. Однако, если закон вступит в силу с 1 ноября и постановление о перечне фестивалей будет выглядеть так, как оно выглядит сейчас, проведение фестиваля в запланированном объеме (а это около 20 полнометражных фильмов и программа образовательных анимационных фильмов на пленке) представляется невозможным. Получение прокатных удостоверений не было запланировано в бюджете проекта: мы не занимаемся прокатом — мы федеральный музей. Более того, фестиваль “Политех 360” является частью госзадания Министерства культуры, то есть мы должны отчитываться о его исполнении. Мы будем подаваться в перечень фестивалей следующего года, но что будет с фестивалем этого года — нам непонятно».

Фестивальные, ретроспективные и театральные неконкурсные кинопрограммы — это те направления, которые способствуют формированию культуры граждан России, объединяют жителей нашей страны и приобщают их к мировой культуре и, безусловно, нуждаются в защите и поддержке со стороны государства и всех представителей киноиндустрии, считает  Екатерина Мцитуридзе , генеральный директор ОАО «Роскино»:

«Я уверена, никто не хочет разрушать уже существующую хрупкую инфраструктуру киноиндустрии, которая только формируется, и любые законы, направленные на ее благо, должны обсуждаться в первую очередь с профессиональным сообществом. Надеюсь, что после наших слушаний будут приняты меры, защищающие нашу индустрию и в этой важной области — культурных и просветительских, фестивальных и ретроспективных показов.  Роскино представляет российские фильмы на международных рынках и фестивалях, мы проводим недели российского кино за рубежом, и никогда ни в одной стране мира нас не просили предьявить прокатное удостоверение на наши картины. Много лет мы все вместе в разных форматах занимаемся продвижением российских и независимых иностранных фильмов на локальном рынке. Нам важно развивать культуру киносмотров качественного иностранного кино в России, иначе качественное российское кино также некому будет смотреть. В уставе Совэкспортфильма, который после ребрендинга стал называться Роскино, есть фраза, которую мы сознательно сохранили, заменив лишь советское на российское: “Поддержка советских фильмов в международном прокате, на международных кинофестивалях, выставках и кинорынках, а также продвижение лучших образцов зарубежного кино на внутреннем рынке с целью повышения культурно-эстетических вкусов советских граждан”. Проблема введения обязательного прокатного удостоверения гораздо шире сферы культуры, она влечет за собой не только блокировку фестивального движения, но и ослабление культурных связей между странами. В сегодняшней напряженной социально-политической обстановке в мире сохранение и укрепление культурных связей — первоочередная задача. Это именно та самая мягкая сила, о важности которой говорит Президент России Владимир Путин».

Наталья Лаврова , генеральный директор Центра документального кино:

«Наша основная миссия — это популяризация документального кино. ЦДК является площадкой для многих российских фестивалей, в том числе ММКФ, Московского еврейского фестиваля, Beat Film Festival, недель национального кино. Также мы вместе с Музеем Москвы уже не первый год являемся организаторами фестиваля современного документального кино о городской культуре Center Festival. В связи с новым законом проведение нашего фестиваля нам видится маловероятным. Кроме того, в этом году мы уже отказались от проведения кинопрограммы международного фестиваля современной хореографии Context Дианы Вишневой, поскольку нет понимания, как это сделать на законных основаниях».

Генеральный директор арт-объединения CoolConnections  Надежда Котова  уверена, что с экономической точки зрения могут стать убыточными многие государственные и негосударственные малозальные кинотеатры по всей стране, и фактически убить целый сектор малого бизнеса, активно развивающегося в сфере культурного кинопоказа:

«Могу утверждать, что для нашей компании новая версия закона — это экономическое убийство. Сроки вступления нового закона в силу не дают возможности реализовать в правовом поле проекты, запланированные компанией с ноября по декабрь 2018 года. Формулировки нового закона — это серьезные административные преграды. Основной вопрос, который остается без ответа, — почему с рынка должны уйти компании, которые не пользуются государственной поддержкой».

По мнению большинства участников обсуждения, прописанное в законопроекте регулирование не соответствует заявленным целям закона и приведет к негативному эффекту.

Подводя итоги слушаний, модератор Денис Кирис отметил, что результатами обсуждений станет проект рекомендаций для органов власти и все предложения участников будут отражены в итоговой резолюции.

Полная видеоверсия слушания доступна на  https://www.oprf.ru/press/conference/3574.

Автор:
Категория: Новости