Новости

Интервью: Ирина Белова: «Будем ждать появления новых Героев и в жизни, и на экранах кинотеатров»

Интервью Ирина Белова

С 19 по 23 ноября в Красноярском крае проходит Международный фестиваль фильмов для детей и юношества Герой. Организатор киносмотра — КГБУК «Енисей кино». Генеральный директор Енисей кино, Член Союза кинематографистов России, Союза композиторов России и Союза театральных деятелей России Ирина Белова рассказала в интервью о трансформации кинофестиваля Герой, как проходили отбор заявок и формирование программ, разноплановой работе Енисей кино, композиторском творчестве и важности наличия в современном мире настоящих Героев.

Корреспондент: Проведение Международного фестиваля фильмов для детей и юношества Герой было запланировано на май, но коронавирус спутал все планы, и теперь киносмотр пройдет в конце ноября, причем сразу в двух форматах — онлайн и офлайн. Были ли опасения, что фестиваль может не состояться, учитывая сложную обстановку, и с какими чувствами готовитесь к его открытию?

Ирина Белова: Конечно, опасения были. Мы ежедневно следили за ситуацией с кинофестивалями мира и России. Были счастливы, что с начала осени многие кинофорумы в России состоялись в «живом» или смешанном формате, особенно ждали Кинотавр и ММКФ. Невероятно трудно было придумать тот формат, чтобы фестиваль состоялся при любом раскладе на момент проведения. Решение оказалось правильным —  кинотеатры Красноярского края на момент проведения фестиваля открыты, показы проходят в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Это очень здорово, что зрители увидят картины на большом экране! А теперь получилось еще интересней – зрители всего мира увидят конкурсные фильмы на онлайн-платформе и смогут проголосовать за лучший фильм.

Корреспондент: Фестиваль Герой очень молодой. Впервые он состоялся в Красноярске лишь пару лет назад — в 2018 году — в качестве всероссийского мероприятия. В этом году программы фестиваля значительно разрослись и сам он приобрел статус международного. Расскажите, как он проходил в первый раз и что принципиально изменилось в этом году, помимо смешанного формата проведения.

Ирина Белова: В 2018 году Кинофестиваль Герой вызвал огромный интерес у зрителей Красноярского края всех возрастов. Его очень ждали в 2020 году (фестиваль проходит 1 раз в два года). Мы счастливы, что наш учредитель фестиваля – Министерство культуры Красноярского края и лично министр Аркадий Владимирович Зинов поддержали концепцию перехода на новый международный уровень этого важнейшего для края события. Сегодня — Международный фестиваль фильмов для детей и юношества Герой – единственный профессиональный конкурсный международный фестиваль фильмов для детско-юношеской аудитории от Восточной Сибири до Сахалина в России. Все жанры кино, 17 номинаций.
Всего в адрес дирекции фестиваля поступило более 180 заявок в различных номинациях из 26 стран мира, в том числе: Бельгии, Германии, Индии, Испании, Франции, Хорватии и других государств. В результате экспертного отбора 75 картин вошли в конкурсную программу, в рамках которой ожидается 11 российских премьер и 8 мировых, среди которых работа красноярского режиссера Ирины Гобозашвили «Навстречу мечте».
Президент фестиваля – Владимир Грамматиков (Москва), а председатель жюри  — Владимир Алеников (Москва). Жюри у нас очень серьезное и международное: Маргрет Альберс (Германия), президент Европейской Ассоциации детского кино (ECFA), режиссер Кристиан Дюэкьер (Дания), режиссер Анжела Браво (Швеция), главный режиссер сериала «Смешарики» Денис Чернов (Санкт-Петербург), сценарист и продюсер группы компании Рики Татьяна Белова (Санкт-Петербург), режиссер Александр Кузнецов (Красноярск), оператор Алишер Хамидходжаев (Москва), режиссер Георгий Молодцов (Москва), мобильное кино будет судить режиссер, продюсер Максим Муссель.
Вниманию зрителей, как онлайн, так и офлайн, будут представлены лучшие современные отечественные и зарубежные кинокартины и от начинающих авторов, и от признанных мастеров кинематографического искусства. В дни фестиваля с 19 по 23 ноября в формате онлайн на youtube-канале Енисей кино запланированы мастер-классы, творческие встречи, круглые столы и, конечно, дискуссионные площадки с профессионалами киноиндустрии.
В период проведения киносмотра тысячи зрителей увидят новые премьерные фильмы в интернет-кинотеатре TVzavr.ru, а жители Красноярска, Дивногорска, Канска и Минусинска смогут посмотреть фестивальную программу на больших экранах кинотеатров.
Основные офлайн-показы фильмов конкурсной программы пройдут в одном из самых современных кинотеатров Красноярского края – Синема Парк. Галерея Енисей, также фестивальные фильмы можно будет посмотреть в Красноярской краевой научной библиотеке (ул. Карла-Маркса, 114), Доме кино (пр. Мира, 88), детском кинотеатре Мечта (ул. Мичурина, 30), кино-развлекательном комплексе Эпицентр (пр. Красноярский рабочий, 173 Б), Доме искусств (пр. Мира, 3). Показы конкурсных и внеконкурсных работ помимо Красноярска состоятся еще на трех площадка в городах края – в Дивногорском ДК Энергетик, Библиотеке имени Эдуарда Успенского в Минусинске и в городском дворце культуры Канска.
Стоит отметить, что в качестве специального гостя на фестиваль Герой приедет юная актриса кино и дубляжа Виталия Корниенко, известная зрителям по таким фильмам, как «Лед 2», «Спутник», «Лев Яшин», «Джульбарс», а также лично прилетят члены жюри фестиваля – Татьяна Белова, Денис Чернов – автор проекта «Смешарики» и режиссер-документалист Георгий Молодцов.

Корреспондент: Вы уже упомянули, что в 2020 году в адрес дирекции фестиваля поступило более 180 заявок, а в конкурсную программу попали 75 фильмов. Расскажите, пожалуйста, как проходил отбор и много ли работ пополнили программы из поступивших после дополнительного приема заявок в июле?

Ирина Белова: Нам оказали доверие серьезное количество кинематографистов со всего мира, прислали невероятное количество заявок. Фильмы осматривала Экспертная комиссия и оценивала по совокупным параметрам по десятибальной шкале. Отборочная комиссия профессионалов киноиндустрии: режиссер Елена Алферова, режиссер Вера Соколова, художественный руководитель Национальной анимационной премии Икар Сергей Капков. После объявленного донатора было прислано примерно 40 процентов заявок от общего числа, добавились мировые премьеры.

Корреспондент: Вы работали куратором проектов в Ассоциации анимационного кино, поэтому этот вопрос хочется задать вам, как профессионалу в этой области. Самой обширной в 2020 году на фестивале Герой стала программа короткометражных анимационных фильмов, в которой представлено 29 лент со всего мира – и это больше чем вдвое превышает число работ в программе короткометражного игрового кино. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить такое соотношение, ведь анимация – это более долгий и трудоемкий процесс?

Ирина Белова: В России сильнейшие в мире специалисты в сфере анимации, как авторской, так и индустриальной, серьезнейшие киностудии, уникальные режиссеры-мультипликаторы. Производство анимационных картин поддерживается Министерством культуры РФ, фильмы занимают призы самых престижных анимационных форумов мира. И конечно, жанр анимации – любимейший жанр всеми ребятишками. Спрос рождает потребность и обуславливает развитее этой сферы киноискусства.

Корреспондент: Очень сильная, яркая и разнообразная программа в этом году подобралась в номинации «Документальное кино», которая включает 14 кинолент, столько же, сколько и в категории полнометражных игровых фильмов. Примечательно, что все документальные картины из России. Из каких регионов поступили работы и насколько они разнообразны по темам? Что сейчас волнует документалистов?

Ирина Белова: Действительно очень серьезная программа документального кино. Фильмы полнометражные. Уже завоевавшие призы на международных кинофестивалях. В центре внимания – Человек и его поступки – большие и малые, настоящий ГЕРОЙ нашего времени. Очень много фильмов снято в красивейших местах России. Здесь Герой существует в ПРИРОДЕ. И живет по-настоящему!

Корреспондент: Одним из самых популярных у аудитории проектов Енисей кино является «Кино с экспертом», проводимый совместно с кинотеатром «Синема Парк. Галерея Енисей». Здесь зрители получают возможность и посмотреть фильм на большом экране, и поучаствовать в их обсуждении вместе с профессионалами в области киноискусства. В репертуаре как классика киноискусства, так и российские новинки. Как проходит отбор фильмов для проекта и как выбираете эксперта, которой о нем расскажет?

Ирина Белова: Эксперты «Енисей кино» — это люди, по-настоящему влюбленные в кинематограф. Они посмотрели тысячи фильмов, наизусть выучили имена сотен режиссеров и актеров, подзарядились недюжинной порцией иронии, и теперь готовы рассказать абсолютно всё о величайшем из искусств всем, кто готов слушать.
Первый показ состоялся 15 октября. Детальному разбору подверглась новая лента Валерия Тодоровского – «Гипноз», повествующая о молодом парне, который в попытке вылечиться от лунатизма попадает под влияние опытного психолога и вскоре перестает отличать реальность от фантазии.
25 октября прошел специальный показ знаменитой ленты одного из самых выдающихся режиссеров XX века – «Сияние» Стэнли Кубрика. Спустя 40 лет с момента первого выхода в прокат на большие экраны вернулся фильм, который называют величайшим хоррором всех времен. Это леденящая душу история об одиночестве, чувстве вины и сумасшествии, разворачивающаяся в населенном призраками отеле «Оверлук», который одновременно пугает и завораживает.
В честь юбилея картины демонстрировалась отреставрированная и адаптированная для современного цифрового формата ее версия, созданная на основе оригинального 35-мм негатива.
Заново открывали легендарную ленту и отвечали на все комментарии эксперты: нейропсихолог Мария Иванова (рассказала о главных героях картины с точки зрения психоанализа), а культурологи Вячеслав Зобов и Инна Конюкова рассмотрели особенности киноязыка и авторского стиля.
В этом году исполняется 100 лет со Дня рождения одного из величайших режиссеров в истории мирового кинематографа – Федерико Феллини. Проигнорировать такое событие просто невозможно и потому в широкий кинотеатральный прокат вернулась самая знаменитая лента автора – «8 с половиной» (1963). Невероятная история талантливого режиссера, который вынужден бороться с творческим кризисом, чтобы снять собственный авторский фильм. Лента получила всеобщее признание, взяла две премии Оскар и главный приз ММКФ, но самое главное – оказала колоссальное влияние на многих именитых деятелей киноискусства от Дэвида Линча до Квентина Тарантино.
Показ этой ленты тоже прошел недавно, после него по традиции состоялось обсуждение с экспертами.

Корреспондент: Перейдем к другому направлению деятельности Енисей кино — хранение и восстановление архивов краевого фильмофонда. Сколько примерно единиц включает хранилище на сегодняшний день и какое количество видеопленок удалось восстановить за время работы организации?

Ирина Белова: На выставке в Музее кино представлены образцы советской киноаппаратуры. Здесь можно окунуться в настоящий мир советского кино. Самый старый кинопроекционный аппарат с ручным приводом датируется 1918 годом выпуска. Аппарат данной модели принял участие в великолепном фильме «Человек с бульвара Капуцинов» режиссера Аллы Суриковой (1987).
Все представленные кинопроекторы созданы не раньше 1990-х годов. Можно проследить эволюцию развития кинотехники, начиная с одного из первых проекторов, созданного для немого кино, до проекторов, рассчитанных на демонстрацию фильма в большом кинозале и любительских проекторов, которые использовались для семейных, просмотров. Помимо кинопроекторов можно ознакомиться с кинокамерами, которые также были любительского и профессионального формата для 16 мм пленки.
В процессе развития киноиндустрии стали появляться различные диапроекторы, видеокамеры, которые также являются предметами нашей выставки. Рядом с аппаратами на столах располагаются фильмоноски, яуфы, коробки с фильмами на 35 мм и 16 мм, а также книги и журналы кинематографической тематики.
Экспозиция не является широкомасштабной, но каждый её экземпляр уникален. Помимо демонстрации ретрокинотехники, есть возможность увидеть живописные киноафиши красноярских художников разных лет, а также поучаствовать в реставрации кинопленки и побывать в настоящей киноаппаратной рубке во время ее работы.
На фильмоскладе Енисей кино хранится более четырех тысяч наименований фильмов на 35 мм, 16 мм пленке и на DVD, среди которых игровые и документальные киноленты. А наш ежегодный план по проверке и ремонту фильмов составляет 44100 частей.

Корреспондент: Мы уже обсудили и фестиваль, и работу Енисей кино, но хочется поговорить о вас не только, как о руководителе организации, но и как о разносторонней личности. Большой частью вашей работы и жизни является музыка. Вы — композитор различных документальных и игровых фильмов, видеопроектов, а также многочисленных театральных постановок. Расскажите об этой стороне деятельности и что появилось раньше в вашей жизни – кино или все-таки музыка?

Ирина Белова: Я пишу профессионально музыку с 1996 года, с 2004 года являюсь Членом Союза композиторов РФ. Первое в моей жизни — музыка (пианист, музыковед и композитор), закончила Красноярский государственный институт искусств в 1999 году. Но стаж работы в учреждениях культуры России в следующем году уже 30 лет. Я Ветеран труда РФ.
Работать я сразу начала на театральном факультете КГИИ и писать музыку для театра и академических жанров – симфоническая, камерная, экспериментальная музыка. Когда я переехала работать в Москву с 2006 по 2007 год, то начала писать музыку для кино. В итоге за плечами музыка к более 40 спектаклям страны и более 40 кинофильмам. Семь раз ездила в композиторскую резиденцию на остров Готланд (Швеция) —  записывала там экспериментальную музыку и музыку кино, особое вдохновение дает, что это остров знаменитого Ингмара Бергмана, где снимались его основные шедевры.  Так что можно сказать, что я кинокомпозитор, ставший еще и организатором международных кинособытий и членом Союза кинематографистов РФ (с 2018 г).

Корреспондент: Завершить разговор по традиции хотелось бы вопросом про планы на будущее, но 2020 год показал, что мир очень хрупкий и привычная жизнь и порядок вещей может радикально измениться в миг. Мы живем в период, когда загадывать наперед очень сложно, но давайте попробуем. Не боитесь ли строить планы, и если нет, то расскажите о них?

Ирина Белова: Планировать очень сложно, но очень надеюсь на дальнейшие процессы по развитию киноотрасли, кинообразования, профориентации в родном Красноярском крае. С командой Енисей кино будем делать для этого все. Край уникальной красоты и возможностей. Будем ждать появления новых Героев и в жизни, и на экранах кинотеатров. И готовимся к кинофестивалю Герой в 2022 году. Мечтаем, что он пройдет в «живом» формате и к нам приедут кинематографисты со всего мира!

Ирина Геннадьевна Белова

Член Союза композиторов России, Союза театральных деятелей России и Союза кинематографистов России.
Родилась 6 января 1975 года в Красноярске.
Образование высшее — Красноярский государственный институт искусств, 1999 г. (классы доктора искусствоведения, профессора Л. В. Гавриловой и композитора В. Н. Сенегина). Стажировалась в Международном композиторском центре в «Alpha-studio» (Visby.VICC, Sweden) и «Studio-EMS» Национального концертного института Швеции (Stockholm, Sweden). С 1995 года – по октябрь 2006 зав. музыкальной частью, преподаватель и концертмейстер театрального факультета Красноярской государственной академии музыки и театра.
С октября 2006 по август 2007 – зав. музыкальной частью Московского камерного оркестра «Времена года». 2007-2014 г.г. – заместитель директора ГБУК «Музыкальная юность» Департамента культуры г. Москвы.
С 2014 года — куратор проектов в «Московском кино». С 2017 — куратор проектов в Ассоциации анимационного кино, генеральный директор КГБУК «Енисей кино».
Сотрудничает с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова и Высшим театральным училищем (институтом) имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России.  Член Правления Московского музыкального общества.
Стаж в отрасли Культура — с 1991 г. Профессионально пишет музыку с 1996 года.

О кинофестивале Герой

Фестиваль «Герой» задуман организаторами как площадка для размышления и дискуссий на одну из важных тем в воспитании современной молодёжи – тему нравственных ориентиров. На всех мероприятиях фестиваля, так или иначе, поднимаются вопросы патриотизма, толерантности, традиционных ценностей, а подбор материала осуществлен по принципу мультижанровости и мультикультурности – герой во всех сферах, во всех жанрах кино – герой в игровом, анимационном, документальном кино, герой в социальной сфере. Герой, который вдохновляет на хорошие поступки, который ежесекундно совершает маленькие или большие подвиги, который помогает определить выбор жизненных ценностей, приоритетов, ориентиров.

Тема поиска современного героя открывает широкое поле для дискуссионных площадок, как для профессионалов кинематографа, так и для простых зрителей. Для профессионалов актуален вопрос развития детской киноотрасли – кто является героем для детей и подростков? Для детей предусмотрен дискуссионный клуб – обсуждение после просмотра кинофильма.

Фестиваль ведет свою историю с 2018 года, когда он прошел в формате всероссийского. Международный фестиваль фильмов для детей и юношества «Герой», запланированный на 2020 год в Красноярском крае, станет единственным международным кинофестивалем для детей и юношества от Восточной Сибири до Сахалина. Появление в Красноярске профессионального конкурсного фестиваля фильмов для детей – это еще одно напоминание о том, как важно, чтобы кино для юных зрителей существовало, это поддержка тем немногим деятелям киноиндустрии, которые сегодня создают и продвигают эту часть кинематографа.

Основной целью фестиваля является создание условий для развития творческих способностей и образного мышления детей, расширения их кругозора через знакомство с выдающимися образцами отечественного и мирового современного и классического кинематографа, формирование нравственных ценностей, эстетического отношения к окружающей действительности, собственного художественного вкуса.

Конкурсная и внеконкурсная программа фестиваля представлена профессиональными работами отечественных и зарубежных кинематографистов – это полнометражные и короткометражные игровые и анимационные фильмы, документальное кино. На протяжении всей фестивальной недели запланированы мастер-классы, творческие встречи, лекции для детей и подростков с личным присутствием российских и зарубежных гостей и спикеров, специальные мероприятия с целью ранней профориентации и медиаобразования в Красноярском крае. В рамках деловой программы проходят круглые столы с авторитетными представителями киноотрасли.

В конкурсную и внеконкурсную программу фестиваля принимаются профессиональные работы как признанных, так и начинающих кинематографистов. Для детей и подростков предусмотрена специальная номинация в категории «мобильное кино»: «Кто твой герой?», в которую будут включены короткометражные фильмы, снятые на мобильный телефон.

Официальный сайт

О КГБУК «Енисей кино»

История Енисей кино началась в 1935 году. В тот год была создана краевая контора по прокату фильмов, находившаяся на ул. А. Лебедевой. Позднее было построено специальное здание. В 1937 году кинотрест был преобразован в краевое управление кинофикации, которое пережило неоднократное слияние и разъединение с краевым управлением культуры.

С 1967 по 1988 годы управление кинофикации осуществляло свою деятельность самостоятельно под руководством Государственного комитета по кинематографии и краевого исполнительного комитета. В этот период в Красноярске были построены современные кинотеатры на месте построенных в 30-е годы. Также показ фильмов проходил в городских Дворцах культуры. Одновременно увидеть фильмы в кино могли до 12 тысяч человек.

Управление кинофикации совместно с кинотеатрами и краевым отделением «Бюро пропаганды советского киноискусства» организовывало кинофестивали (кинофестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения В. И. Ленина; кинофестиваль Советские кинематографисты труженикам Сибири, посвященный 60-летию образования СССР; кинофестивали Молодые молодым, Дни узбекского кино и т.д.), проводило встречи с актерами, организовывало премьерный показ картин А. Тарковского, А. Сокурова, Ф. Феллини и др.

В декабре 1988 года произошло соединение краевого управления кинофикации с краевой конторой по прокату фильмов. Из этих двух организаций родилось «Краевое производственное киновидеообъединение», затем оно стало государственным учреждением культуры «Енисей кино» агентства культуры администрации края. В городах и районах края отделы кинофикации, кинотеатры, районные дирекции киносети стали подразделениями управлений и отделов культуры.

10 февраля 2010 года ГУК «Енисей кино» было преобразовано в краевое государственное бюджетное учреждение культуры «Красноярский Кинограф». Фильмофонд Красноярского Кинографа составляет более четырех тысяч наименований на DVD и пленке.

В феврале 2018 года Красноярский Кинограф был преобразован в КГБУК «Енисей кино».

Своей главной задачей Енисей кино считает формирование грамотного отношения и любви к киноискусству у населения Красноярского края, делая кинематограф всё более доступным, а репертуар — всё более разнообразным. Хранит и развивает фонды российской и зарубежной киноиндустрии. Кроме того, учреждение нацелено на образование широкой публики посредством кинематографа, привитие эстетического вкуса и демонстрацию уникальных кинокартин. Профессионалами Енисей кино регулярно разрабатываются специальные кинопрограммы и репертуары, решающие те или иные образовательные или культурные задачи.

Официальный сайт

Автор:
Категория: Новости