Новости

Подготовлена новая версия законопроекта об определении креативных индустрий

Белый дом продолжает регулирование творческих (креативных) индустрий. Закрепление в законопроекте Минкульта понятий, необходимых для развития креативных индустрий и креативного предпринимательства, должно стать основой системы оказания господдержки новой для российской экономики отрасли. Основой определения креативных индустрий предлагается природа их выручки или вложений — не менее половины их в году должны составлять результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Минкульт подготовил проект поправок к законам об основах законодательства о культуре и развитии малого и среднего предпринимательства, формирующих правовую базу для создания института творческих (креативных) индустрий. Соисполнителями документа указаны Минфин и Минэкономики. Первую попытку дать определение основных понятий и субъектов творческих индустрий ведомство предприняло еще в мае 2021 года — документ предусматривал внесение изменений только в закон об основах законодательства о культуре. Закрепление понятий должно стать основой системы оказания господдержки отрасли — предполагается, что с ее помощью к 2030 году доля креативной экономики вырастет до 6% ВВП, в 2019 году ее доля составила 2,4% ВВП.

В первой версии законопроекта под творческими индустриями понимались сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели (ИП) в процессе творческой и культурной активности производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью.

Обновленная версия документа определяет творческие индустрии как сферы экономической деятельности, в которых субъекты креативного предпринимательства, иные организации, объединения и физлица в процессе творчества обеспечивают полный цикл производства, распространения определенной группы культурных ценностей и благ в виде продуктов (товаров, услуг), обладающих экономической ценностью.

Критериями отнесения юрлиц, ИП и их объединений к субъектам творческого предпринимательства являются стоимость созданных за календарный год результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (не менее 50% расходов) и(или) доля дохода (выручки) от распоряжения правами на них, включая реализацию материальных носителей, в которых такие результаты и средства выражены (не менее 50% в общем объеме доходов (выручки) на протяжении не менее чем одного календарного года)).

Эксперты неоднозначно относятся к этой стратегии определения индустрии, констатируя, что «доходный метод» идентификации креативности бизнеса имеет свои недостатки. Впрочем, кажется, для правительства это принципиальный подход, и вопрос считается решенным. Так, информация о креативных предприятиях, согласно проекту, должна быть впервые внесена в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 апреля 2023 года. Предыдущая версия документа предусматривала внесение сведений о субъектах творческого предпринимательства в спецреестр ФНС, из проекта Минкульта следует, что в нем нет необходимости. Из этого, отметим, следует, что в возможность появления в ближайшее время в РФ крупного креативного бизнеса в понимании законопроекта правительство в принципе не верит.

Документ также определяет восемь видов мер поддержки творческих предприятий. Среди них —

обеспечение доступа к необходимой инфраструктуре;

оказание финансовой помощи (в том числе в рамках предоставления субсидий);

имущественная поддержка, в том числе посредством предоставления во владение и(или) в пользование государственного и муниципального имущества на льготных условиях. Последний вид поддержки, отметим, сейчас выглядит наиболее востребованным.

Директор практик качества жизни Агентства стратегических инициатив Татьяна Журавлева отмечает, что креативные индустрии — это многоотраслевой сектор экономики и описывать его сложно, пишет Коммерсантъ. «Существующие креативные индустрии включают до 35 отраслей, признанных на международном уровне, ООН. В России креативные индустрии находятся в ведении не менее шести министерств и ведомств. Все отрасли уже регулируются своими нормативными актами»,— указывает она. По мнению госпожи Журавлевой, данное в законопроекте определение субъектов творческого предпринимательства относит к этому сектору компании не по виду оказываемых услуг, а по затратному или доходному методу, что автоматически ставит владельцев интеллектуальной собственности, приобретших ее и тиражирующих на ее основе продукцию, в один ряд с создателями такой собственности. «Существующие критерии носят дискриминирующий характер по отношению к ряду креативных индустрий, например музеям, галереям и иным экспозиционно выставочным площадкам»,— полагает Татьяна Журавлева.

В регулировании креативных индустрий трудно нащупать нужную грань — креативная экономика особо чувствительна к законам, указывает декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, председатель правления Федерации креативных индустрий Александр Аузан. По его мнению, нужно минимизировать регулирование, чтобы отрасль развивалась. «Но, с другой стороны, не обозначив основные сущности — что такое креативное предпринимательство, что такое креативные индустрии, невозможно сформировать полноценную систему поддержки, то, что называют институциональными условиями»,— говорит эксперт. Господин Аузан отмечает, что опубликованный законопроект концептуально содержит те же положения, что и предыдущая редакция, в нем сохранен баланс — небольшое количество норм, но при этом появляется возможность адресной поддержки субъектов креативной экономики. Эксперт считает, что документ будет иметь большое значение для нескольких индустрий: книжной отрасли, индустрии искусства, галерейного бизнеса — там, где ценен материальный продукт.

Автор:
Категория: Новости