12+

Креатив как двигатель прогресса

Опубликовано: 03.05.2021 в 14:05

В Технопарке Инновационного центра «Сколково» состоялся двухдневный форум IPQuorum 2021: Tech for content.

Программа была разделена на две части: в первый день общая тема «Технологии созидания» предполагала разговор больше о творческой составляющей креативных продуктов: будь то кино или анимационный фильм, электронная музыка, contemporary art или новые медиа

Тема второго дня «Технологии для рынков: Рост и устойчивость» объединила представителей креативных индустрий, продюсеров, бизнесменов, маркетологов – всех, кто занимается продажами, экспортом и продвижением контента.

В новой реальности, старт которой так резко и неожиданно дала пандемия коронавируса, технологии стали не просто средством, дополнением или инструментом работы, но неотъемлемой частью культуры, бизнеса, образования, повседневной жизни. Поэтому важно войти в цифровую эпоху с четким пониманием тех позитивных изменений и возможностей, которые она дает всем участникам экономики и культуры.

На крепкой связи культуры и экономики основаны креативные индустрии, представители которых стремятся превратить смелые идеи в реальные бизнес-модели. О важности такого превращения говорили участники IPQuorum 2021, на своих примерах показывая, как могут сосуществовать творчество и коммерческий успех – в том числе с помощью цифровых технологий.

Начался двухдневный марафон дискуссией «Поставщики счастья, или экономика эмоций», посвященной восприятию контента новым поколением. Что вызывает эмоции у современных детей и молодежи? Каких героев они примут в свой мир? Какая картинка им «зайдет»? На эти и другие вопросы отвечали участники первой сессии. У каждого из них есть примеры того самого взаимодействия творчества и коммерческого успеха, зрелищности и смысла, образования и развлечения. Управляющий директор ГК «Рики» Марк Завадский рассказал, как «Смешарики» идут в ногу со временем, ведут ТикТок, создают песни для сериала с популярными артистами, проводят конкурсы для зрителей. Вовлеченность – важная черта современного зрителя, с помощью гаджетов получившего возможность создавать собственный контент. Задача «поставщиков эмоций» — вырастить из потребителя творца.

Председатель правления киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор Киностудии им. Горького Юлиана Слащева говорила о том, что счастье и эмоции станут эффективным двигателем экономики, если их правильно «упаковать» в соответствии с требованиями XXI века.

«В настоящее время я хочу наладить производство научно-образовательного контента для подростков, выпускать линейки уровня BBC и Discovery. Проекты на грани образования –инфотейнмент для зрителей 10+. Сейчас подобного контента для подростков у нас практически нет, понятно, что экономический эффект будет не сразу, но кто-то должен этим заниматься», — считает Юлиана Слащева.

Ключевым событием первого дня была сессия «Интеллектуальные права на объекты, созданные «в цифре» с участием министра культуры РФ Ольги Любимовой. Это была попытка не противопоставить, но сопоставить технологии и искусство. По словам Ольги Любимовой, 2020 год изменил отношение творческих людей к цифровым технологиям. Для них это уже не угроза, но возможности, и что самое главное – способ сделать контент доступным для самой широкой аудитории. Портал «Культура.РФ» в период карантина набрал порядка 70 млн просмотров, при чем выросло количество детских и семейных посещений. Продолжая заданную тему, участники говорили о том, что скорость распространения контента ставит во главу угла понятие интеллектуальной собственности, без которого креативная экономика невозможна. Действительно, когда основным источником потребления контента становятся онлайн-платформы, необходимость законодательной защиты авторских прав встает особенно остро.

Вообще, тема защиты авторских прав в интернете постоянно так или иначе звучала в дискуссиях на разную тему. Так, в конференц-зале о правовом аспекте креативного предпринимательства рассказывала глава юридического департамента «Маша и Медведь» Надежда Курдюкова. С проблемой незаконного использования сегодня сталкивается практически каждый хорошо продаваемый бренд, а как известно, «Маша и Медведь» — один из самых популярных и узнаваемых российских брендов в мире.

На дискуссии «Музеи в цифровую эпоху», где спикером выступил в том числе генеральный продюсер анимационного бюро Great Frame Олег Рой, обсуждали вопросы цифровых копий музейных экспонатов. По мнению Олега Роя, здесь тоже можно открыть массу возможностей, придумывать новые форматы, использовать VR-технологии.

Радует, что участники форума больше говорили о возможностях онлайн-формата, но не ограничениях, связанных с карантинными мерами.

Никто не видит в онлайне угрозу, напротив, стимул для развития и своего рода трамплин для мирового успеха.

«Content is King» называлась сессия, в которой заместитель генерального продюсера по развитию анимационного бизнеса Red Carpet Studio Наталья Иванова-Достоевская рассказывала про успех сериала «Космический Доктор Кот». Это тот самый случай, когда оригинальная идея предвосхитила события и внезапно стала актуальной повесткой. И это тоже к вопросу о социальной ответственности контента, который, как было заявлено в теме, и есть король.

Цифровые технологии открыли российским производителям дорогу на глобальный рынок, что ярче всего продемонстрировала российская анимация.

Исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова в своей презентации «Российская анимация: мягкая сила и крепкий контент» отразила, без преувеличения, феноменальные успехи отрасли за последние годы: от рекордных миллиардных просмотров мультсериала «Маша и Медведь» до первого места мультфильма «Ганзель, Гретель и Агентство Магии» в рейтинге платформы Netflix Originals.

Сегодня  цифровой креатив поможет России занять лидерские позиции на мировом рынке, стать той самой «мягкой силой», которая укрепляет международные связи. Поэтому развитие креативной экономики сейчас одна из приоритетных задач государства. Об этом говорили участники завершающей дискуссии форума «Время творить». Как стимулировать рынки креативных индустрий». Все условия для «креативной индустриализации» (термин Игоря Намаконова) создаются в Москве и в некоторых регионах во многом благодаря деятельности специализированных организаций, которые объединяют игроков рынка и способствуют общим успехам.

В финале хотелось сказать «Вместе мы – сила», но добавить «мягкая сила», которая в XXI веке самая действенная.

Во время церемонии закрытия IPQuorum 2021 заместитель начальника Управления президента РФ по общественным проектам Александр Журавский сказал, что двухдневный форум можно считать стартом Российской креативной недели – главного федерального события в сфере креативных индустрий, которое состоится в июле 2021 года

Автор:
Категория: Новости