Новости

О современном состоянии индустриальной анимации в России рассуждает глава Cerebro Константин Харитонов

Сооснователь и руководитель компании Cerebro Константин Харитонов проанализировал рынок 3D анимации в России:

В свей авторской колонке он рассказал что в  Cerebro ведется собственный каталог коммерческих студий, проектов и школ в СНГ. Если отфильтровать  компании  по категориям «Анимация» и «Статус», то получится около 45+ компаний в СНГ, в них работает порядка 2500 человек. Количество внешних фрилансеров или подрядчиков подсчитать пока невозможно. Почти все анимационные студии в СНГ, кроме двух, расположены в РФ. На вкладке  Anim.Projects  собрано 150+ проектов, как сериалов, так и полнометражных фильмов, вышедших после 2000 года. Для кинорелизов указаны бюджет и сборы в РФ, по данным  Кинопоиска. Сборы в мире не указаны, так информации по ним практически нет.

Константин Харитонов продолжает:

Качество 3D–анимационных сериалов в РФ хорошее, это признают на всех международных кинорынках. Большинство анимационных студий России создают свои бренды, ищут инвестиции под них или максимум запускают ко–продакшн («Гурвинек. Волшебная игра» от «КиноАтис»). По сути, продают свою интеллектуальную собственность (IP) — в долгосрочной перспективе это вроде бы правильно. Например, в Индии студии больше настроены на работу со сторонними заказами как исполнители.

Для сериальной анимации правообладатель должен получить самое главное — узнаваемость своего бренда, чтобы дети захотели купить игрушку или рюкзак и т.д. Как бонус — доход от рекламы, которая транслируется на платформах. В мире — это Youtube, в РФ — IVI, Окко, Rutube,VK, в Китае — Youku, iQiyi, Tencent Video и Mango TV.

Например, у трех сезонов сериала «Маша и Медведь» за 10 лет (2009–2019 годы) более 50 млрд просмотров только на Youtube на конец 2018–го, для них это серьезная статья дохода. При этом «в 2015 году выручка производителей от продажи товаров по лицензии «Анимаккорда» под брендами «Маши и Медведя» составила $225 млн».

Основная бизнес–модель анимационных полных метров — это отчисления, которые приходят от кинотеатров в РФ, и продажа права на зарубежный прокат. Хотя пока в РФ нет громких релизов, бюджет 3D Animation полного метра в РФ начинается от 400–500 млн руб. (данные на 2018 год). Емкость рынка в РФ для анимации в кино (т.е. сборы) — от 150 до 500 млн руб. Окупаемость в лоб в принципе невозможна, так как половину суммы забирает кинотеатр. А еще есть расходы на маркетинг и рекламу, которые тоже нужно покрывать. Да, сборы игровых кинофильмов в СНГ могут достичь 3 млрд руб., но конъюнктура сборов анимации намного ниже: не более 0,8 млрд руб. Для справки: в 2017 году в РФ было  4 790  кинозалов, в США — 40 000+, Китае — 50 000+. Зарубежные кинопрокатчики, купившие кинофильм из СНГ, как правило, платят минимальную гарантию: около 30–100 тысяч долларов за одну страну, правообладатели из СНГ получают отчисления только от трех–шести стран. Остальные пишут письма, что «прокат был, но заработали недостаточно, платить вам не будем». В такой ситуации правообладатели пытаются взять числом и продают права в 50+ стран, чтобы окупить производство. Для кино анимации из СНГ это уже нормальный показатель, для игровых фильмов были только редкие случаи.

В кинотеатральных релизах в РФ исключением является франшиза «Богатырей» от студии «Мельница», которая более чем успешно прокатывается на отечественном рынке при низких затратах на производство. Почти невероятно сделать первый фильм и сразу порвать им рынок, окупилась только вторая часть известной полнометражки про трех богатырей. И это был отнюдь не первый полный метр «Мельницы». Позже они стали брендом, и на них пошли люди. Кроме того, эти фильмы — почти единственный пример удачного «прихвата» старшей аудитории, вторым слоем более «взрослого юмора».

Так уж получилось, но в мире, кроме Голливуда, не умеют делать и самое главное — не умеют продавать по миру — дорогие полные метры мульфильмов, с фильмами все также плохо. По сути в мире у мейджоров есть некая монополия на мировой прокат. Да, внутри стран есть успехи в 3D анимации у местных проектов — Корея, Китай, Россия, Франция и Индия. В Японии есть несомненный успех в 2D анимации, но уже несколько лет они планомерно уводят производство в 3D, стилизованное под 2D.
Продюсеру не удастся попросить у «олигархов» бюджет на анимацию именно для большого кинорелиза. «Дайте, пожалуйста, 100 млн $». В ответ «олигарх» скажет: «Ты глупый продюсер, у тебя нет такого опыта, ни у кого его нет!» Я видел две такие попытки в РФ, инвестор оценивал риски и выходил из проекта на разных стадиях. При этом европейские продюсеры сильно завидуют продюсерам из РФ, кто делает анимационные сериалы. В России научились делать не просто «мультики», а бренды — персонажей, мерчендайз, игры, шот по лицензии, книжки и т.д. Например, в Netflix и китайских видео платформах из 3D мультфильмов есть местные проекты, присоединились Голливуд и Корея, уже много РФ. В 2018 году было 10 больших сделок в этом поле с брендами из России. Для примера, в Netflix — «Маша и медведь» (с 2017 года), «Ми–ми–мишки», «Смешарики», «Лео и Тиг», «Буба», «Yoko».

Для «пикселей» (деталей — анимации, 3D моделей, визуализации) нужен произведенный бюджет. 3D сериалы в СНГ — это в 1,5–3 раза меньше людей, полные метры в 3–10 раз. Не стоит забывать и разницу в ресурсах на рендеринг, в 5–15 раз для полнометражной анимации.

Количество R&D разработок программного обеспечения в проектах из СНГ меньше на порядок. В сериалах существует некий уровень условности всей картинки, который, как правило, сильно все упрощает.

Думаю, корреляция понятна, почему сериалы из РФ более конкурентоспособны в мире, чем кинорелизы.

Нужно и дальше делать сериалы для всего мира, пропагандируя общечеловеческие ценности, не связанные с РФ, и делать их для детей более старшего возраста, чем у текущей ЦА (в СНГ это примерно 3–8 лет). Eсли система кинопроката в мире изменится, станет менее монополизированной, то есть шансы, что появятся большие бюджеты на киноанимацию из СНГ. С другой стороны, если ваш бренд уже суперизвестный из–за сериалов, можно договориться с мейджорами, чтобы они прокатили ваше кино в мире.

В США и Канаду едут лучшие сценаристы и режиссеры — это их мечта. Студии и мейджоры могут выбирать лучшие таланты, у них есть «тысячи» сценариев на полке. Из РФ тоже едут, особенно из игровых сериалов и киноиндустрии, «сидят» в LA, что–то там пытаются, потом тихо возвращаются. Пока ни у кого, кроме Бекмамбетова, не получилось стать «своим» в Голливуде. Целевая аудитория анимации в РФ — это дети 4–8 лет, поэтому она априори не может нравиться вам, взрослым. Но это аудитория уже приносит деньги!

Так уж получилось, что никто в мире, кроме Голливуда, не умеет делать 3D мультики для тех, кому 10–14 лет, и никто не умеет делать второй уровень шуток, для родителей, и все это поставлено на поток. Но это и не конвейер. Это селекция хороших умов за очень хорошую ЗП.

При этом психологически в РФ для аудитории 10–14–лет уже зазорно смотреть анимацию, а уж тем более идти на полный метр. Но надо хотя бы начать пробовать это делать, а сейчас основной ответ инвесторов: «Мы не знаем, как это продавать». Второй аргумент: аудитория слишком малочисленная. Риск — дело неблагородное, и безопаснее и прогнозируемо вложиться в средненький детский сериал, потому что дети смотрят без преувеличения всё. Получается, визуальное качество материала не играет почти никакой роли для юного зрителя. Да и качество сценария, диалогов, мотивации персонажей и логика событий их также мало волнует. И это, к сожалению, факт.

Секрет производства хорошего кино описан у Эда Кэтмелла в «Корпорации гениев». Его можно заключить в одну простую фразу: «нужно много времени на разработку истории». На Западе на это тратят два–три года. Зачем? Затем, что история должна отлежаться и пройти проверку на прочность. В РФ за полтора года делают полный метр с бесконечными переделками сценария в процессе производства. А также, есть еще две селекции на рынке кино. Первая — вашей собственной памяти (вы помните только шедевральные кино и мультики, а посредственные, на который вам пришлось сходить с ребенком, сразу забываете). При этом сравниваете очередной релиз, сделанный в СНГ, с тем самым шедевром. Вторая селекция — это селекция байеров, которые сидят на кинорынках и покупают только самое лучшее для своей страны, т.е. для нас с вами. В РФ все же есть чутка нефти, поэтому почти все мультики, которые доходят до нас в кинотеатрах, очень даже ничего! А вот на ТВ есть много «треша».

Еще семь лет назад школ в области CG и Анимации в СНГ было около 10, почти все сотрудники были самоучками. С одной стороны, все стало хорошо: в той же  таблице  с проектами есть и школы — целых 32 учебных заведения, которые учат как очно, так и онлайн.

Кроме того, в 2018 году в РФ утвердили профессиональные стандарты. Это позволит государственным вузам в новом году получить госбюджет и начать обучать нескольким новым профессиям. Будет новый приток людей в сферу, подробности —  тут . До этого момента из госвузов, которые готовили кадры в индустрию анимации, был только ВГИК. Преподавать в других госвузах, надеюсь, будут сотрудники студий, то есть те, кто совмещают с работой в студиях. Возможно, позднее люди смогут стать профессиональными преподавателями, ведь сейчас даже в коммерческих школах таких — единицы.

С другой стороны, замечен огромный голод в специалистах. Нужен институт как для простых сотрудников (аниматоров или 3D–моделеров), так и для менеджеров и штучных специалистов — режиссеров и сценаристов. Для примера, на конференции CG Event в 2017 году мы проводили опрос среди генеральных директоров, какие вакансии сложнее всего закрывать. Все сошлись на мнении, что это персонажный аниматор. Возможно, поэтому нужно начинать просвещение с продюсеров и директоров студий и объяснять им, сколько времени требуется, чтобы вырастить сильного 3D аниматора.

Дефицит сильных кадров — это одна из причин, почему за топовой анимацией обращаются на Запад, а за дешевой — на Восток. А наши РФ аниматоры, получается, не у дел, потому что недостаточно «качественные» по сравнению с западными и при этом недостаточно «дешевые» по сравнению с азиатскими. Из тех, кто сами вырастают до высокого профессионального уровня, потом часть людей уезжает на Запад делать крутые проекты. И так делают не только аниматоры, но и другие специалисты. Бороться с этим не получится, но задуматься и понимать причины однозначно стоит.

В 2017 году РФ находилась на  втором месте  по потреблению пиратского контента в мире после США. Но для сериальной анимации видеопиратство по сути не страшно. Текущая бизнес–модель сериальной продукции подразумевает «доступность контента бесплатно на всех возможных сервисах», поэтому «пиратам» невыгодно его воровать — он и так везде есть.
Для кинорелизов видеопиратство в РФ было большой проблемой еще три года назад, но сейчас ситуация изменилась. Если прокатчик или создатели платят деньги компаниям, которые профессионально с этим борются, то эффект от пиратства даже для кинорелиза будет низким. Юристы этих компаний блокируют сайты с онлайн–видео (и ссылками на торренты) за три дня (это позволяют новые законы и Роскомнадзор). Хотя многие удаляют копии по требованию, но большинство иностранных фильмов никак не защищают себя в рунете, и пиратским сайтам есть что показывать. Все соцсети и многие видеохостинги тоже удаляют контент по требованию — они сравнивают видео автоматически с образцам от прокатчиков, и делают это, как правило, не бесплатно.Компании, которые борются с торрентами, поступали так. Они делали сотни хостов, слали кривые блоки данных пользователям, меняли IP и снова выслали, это уменьшало скорость скачивания, причем значительно. Пользователей VPN (который нужен, чтобы обойти блокировку запрещенных ресурсов) стало около 2–4% от всех пользователей интернета в РФ. Скажем так, это слишком «сложно» для широкого круга обывателей, и часто нужно платить деньги за хороший VPN, чтобы смотреть онлайн–видео.

Также еще один косвенный довод, почему эта проблема уже не такая острая: на заседаниях  Ассоциации продюсеров кино и телевидения  года два как разговоры про видеопиратство сошли на нет, а доходы от легальных онлайн– и видеоплатформ в РФ растут на 30–40% в год уже три года подряд. Скоро в полную силу заработает закон про поисковую выдачу, хотя Яндекс уже сейчас неплохо блокирует выдачу пиратского контента.

Стоит также учесть, что еще до 2013 года в РФ кинотеатры занижали количество просмотров и величину отчислений. Но помогла система учета билетов  ЕАИС  и законы, которые ужесточили наказания за предоставление недостоверной информации кинотеатрами. Кстати, у EAИС есть удобное мобильное приложение, чтобы смотреть кассовые сборы.

Все мы слышали, какие суммы бывают на откатах в СНГ. Это тоже проблема, их величина в анимации и визуальных эффектах в кино не так велика, по сравнению с рекламой и моушн дизайном. Как и в ресторанном бизнесе, бизнес несет убытки не потому, что посетителей нет и продукты портятся, а потому, что персонал ресторана ворует, так и здесь.

Если бы расходы на откаты направлялись на развитие индустрии, а видеопиратство не уменьшало бы прибыль, эти деньги могли бы помочь многим! Например, потратить их на оплату нормальных гонораров преподавателям, которые вынуждены совмещать работу и преподавание (такова уж особенность индустрии в РФ). Нужно пресекать такие вещи, а деньги пускать на премии ночующим на работе «дедлайнерам».

Если с анимацией, кино и визуальными эффектами так все хорошо во всем мире, то зачем правительства многих стран финансово поддерживают индустрию? Ответ прост: это драйвер экономики и рабочих мест! Рассмотрим это на примере 3D мультсериала. Вы — студия анимации, сделали пару сезонов вашего продукта, но потом запустилась целая цепочка событий. ТВ–канал купил у вас права на прокат и показал сериал в эфире. Местный провайдер интернета провел хороший интернет к вашему знакомому домой. А ИТ–компания разработала приложение (+ еще сам планшет), которая показывает его детям. Другая игровая компания сделала игру на основе ваших персонажей. Французская компания провела опрос в вашей стране, чтобы понять, знают ли дети ваших героев. Торговый центр купил это опрос. Компания, которая делает игрушки, выпустила серию кукол, а известный бренд одежды купил у вас лицензию у лицензионного агентства, которому вы поручили их продавать. Все это стали продавать в ближайшем магазине. Сын вашего знакомого подсел на ваш мультфильм, а когда он был в ТЦ, ваш знакомый просто не смог не купить ему эту майку с принтом вашего героя!

Сложно посчитать количество людей, которые смогли бы заработать на двух ваших сезонах, и число рабочих мест, которые бы появились. Но оно однозначно большое по всей стране, а еще есть производства в Мумбае и Пекине, где тоже делали игрушки по вашему продукту. При этом в вашей команде, было всего–то 30 человек!

С кино– и визуальными эффектами в них, кстати, все не так просто. Никто, кроме Голливуда, не умеет продвигать бренды через киноигровые франшизы. Не научились, да и нет таких бюджетов. В анимации, особенно сериальной, требуется меньше затрат, а ее распространение не монополизировано в мире.

Первыми, кто отнесся к этой цепочке серьезно, была Канада. Если студия, скажем, из США (а обычно это именно они), заказывает что–то похожее на анимацию, кино и визуальные эффекты, то государство Канады возвращает им деньги (Rebate) от 35% до 55% (в зависимости от места расположения канадской студии) от затрат на персонал внутри студии в Канаде. Еще год назад этот процент был везде 50–55%. Сейчас его снизили в некоторых округах, так как количество тех, кто переехал в Канаду по этой специализации, дошло до цифры в 50 000 человек — «Горшочек, не вари!». В Квебеке в 2018 году добавили VR в ребаты: там сейчас бум VR. При этом в США с 2013 года были множественные  протесты, но люди все равно  переезжали, а многие компании закрылись — ведь отрасль полностью изменилась. Всего правительство Канады потратило на программу около 14 млрд$ за 10 лет, это очень много!

Подобные программы есть также в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и т.д. Или локально, как в штате Калифорния — там на это тратят 300 млн$ в год. Вот еще свежие новости из Европы:  закон , который позволит получать Rebate 30% для Польши,  закон  о возможности получить Rebate до 45% в Германии.

На Украине тестируют Rebate, но пока рано о чем говорить. В РФ тем временем по подобной схеме вернули не более 1,1 млн $ за 2018 год, да  всего 70 млн рублей  — в Калининградской области, Приморском крае, Ульяновской области.
В странах Европы действует развитая грантовая система для анимации. Например, во Франции и Бельгии это суммы 50–100 тысяч евро. Чтобы претендовать на них, должен быть кинорелиз. Иногда короткометражки крутят всего по 10 сеансов, и формально это тоже считается обоснованием. Евросоюз частично может компенсировать покупку ПО для студии, есть небольшие налоговые льготы.

Про Азиатские страны (Корея, Сингапур, Индия и Китай) из самого видимого делают большие общие стенды на кинорынках. В Индии правительство пять раз спонсировало постройку офисов зарубежных студий. То, как и какие суммы вливает правительство Китая в анимацию, сложно объяснить — это целые кластеры, их нужно видеть! Рекомендую прочитать  статью  про экспедицию от 2013 года, с тех пор в Китае многое изменилось.

Теперь о том, что было, есть и обещают в РФ. Фонд Кино  в 2018 потратил на поддержку игрового кино и анимации вместе  около 65 млн  $ .  Причем 40% этих средств — возвратные кредиты с нулевой ставкой, а 60% — это невозвратные гранты. Доля госфинансирования одного анимационного фильма обычно была не выше 20%, но далеко не все релизы его получили.  Министерство культуры  поддерживает в основном авторскую анимацию — в 2018 году было выделено невозвратных грантов на сумму  около 7 млн $ .  Роскино  и  РЭЦ  частично компенсируют затраты на участи компаний на кино–, ТВ– и лицензионных рынках. Эти стенды хоть и небольшие, но они сильно помогают компаниям из РФ в продвижении.

Из других новостей: в 2018 году госорганы РФ выполнили то, что  обещали  в 2017–м. Снижение страховых взносов в ПФР до 14%, так же, как и у ИТ, если соблюдается требование 7+ человек в штате. Многие студии получат солидные вычеты за весь 2018–й, а в следующем году компании смогут нанимать больше людей в штат, из тех, кто сейчас работает как ИП. Все это должно распространяться на студии VFХ.

Освобождение от НДС на лицензии, т.е. на операции по реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые используются при создании кинопродукции, в том числе анимационных фильмов, получивших удостоверение национального фильма.

Пока не получилось с грантом Президента РФ на разработку программного обеспечения (ПО) для анимации. Была попытка удешевить использование ПО для пользователей в РФ. Стараниями иностранных вендоров часть функционала мигрирует в «облако», «пиратить» уже не получится. Количество нелицензионного ПО CG в РФ сильно уменьшается, но при этом сильно вырастают платежи за него в месяц.

Удешевить использование ПО получится, если разработать ПО для работы с 3D анимацией внутри РФ. Оно должно быть современным, без проблем со старой архитектурой — АКА «Отечественная Maya». Эти меры должны помочь  вендорам ПО для CG в РФ. У них будет больше шансов сделать хороший продукт, выйти с ним на Запад, так как местный рынок очень узкий.

Анимационные сериалы и бренды неплохо развиваются, их качество оценили на всех иностранных кинорынках. Появись громкие проекты для западного рынка. Производители игрового кино в РФ завидуют и даже хотят «выколоть» глаз соседу. Но при этом анимационных брендов для аудитории «8+» почти нет, робкие попытки не очень удачны. Производственные бюджеты 3D анимационных кинорелизов вряд ли вырастут с 5–9 до 30–50 млн $, а для конкуренции в мировом прокате это необходимое условие.

Отрасль выросла примерно вдвое в 2015–2018 годах по количеству занятых людей. Так уж получилось, что к середине 2018–го, рост замедлился, бизнес ждет отдачи от тех коллективов, которые уже работают. Новых крупных инвестиций в планах пока нет. При этом правительство РФ еще раз «заметило» анимацию в 2018–м, выдало дополнительные льготы для стимуляции, появились новые возможности обучения в госвузах, налоговые послабления. Есть шанс, что это позволит ускорить рост индустрии.
Вывод:  все хорошо и плохо одновременно! 3D Анимация в СНГ хорошая, как минимум, в сериалах! Для повышения качества особенно в анимационном кино нужно многое: время и упорство, чтобы господдержка заработала, чтобы было больше смелых продюсеров, вдумчивых режиссеров и сценаристов. Главное — желание перестать троллить друг друга и продолжать делать хорошие истории!

Полный текст читайте здесь.

Автор:
Категория: Новости