Новости

Педагог-мультипликатор Елена Макаренко рассказывает о фестивале «Аниматика»

Педагог-мультипликатор Елена Макаренко, работающая с ребятами над созданием мультфильмов в Артеке рассказывает о фестивале «Аниматика» и о кухне Робинзонов.

— Елена, расскажите о детях, с которыми вам приходят работать? Знакомы ли они с анимацией? Какие у вас впечатления о работе с ними?

— Уровень мастерства детей, которые попадают к нам в мастерские по конкурсу, постоянно растет. Большая радость соприкасаться с ними в работе, потому что любой творческий проект — это обмен опытом, эмоциями, знаниями. Это тот самый симбиоз, который обогащает всех к нему причастных, в том числе и нас. Также очень интересно работать с ребятами, которые еще никогда не пробовали свои силы в этом виде искусства, потому что у них меньше границ, они экспериментируют гораздо больше, так как еще не знают насколько сложно бывает реализовать задумку, и потому их фантазия бьет ключом.

— Как ребята восприняли тему в этом году?

— В этом году темой для будущих мультфильмов стал роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». Произведение интересное, художественно-философское, с довольно непростой структурой. Мы столкнулись с тем, что многие из ребят пока еще не знакомы с данным текстом, и им пришлось верить на слово нашему краткому пересказу.

— Расскажите, как строится работа? Какие этапы проходят ребята на матер-классах?

— Создание мультфильма состоит из нескольких основных этапов: идея, сценарий, раскадровка, построение кадра, разработка персонажей, создание анимации, компановка, озвучка и монтаж.

В ходе мозгового штурма все вместе придумываем сценарий, рисуем раскадровку. В этот момент гудим, шумим, накидываем идеи одну за другой, затем замолкаем, слушаем пространство: звуки извне, изнутри, и снова оживаем, обсуждаем, структурируем.

Посовещавшись, выбираем технику покадровой анимации. Ребята многогранные: кто-то хорошо рисует в реализме, у кого-то более стилизованная рисовка, некоторые уже не первый год занимаются пластилиновой анимацией, также нам хотелось задействовать предметы, окружающие нас — камни, листья, веточки, песок. Упор сделали на перекладке, так как эта техника позволяет добиться выразительных фактур.

Сам процесс анимирования был увлекательным, порой сумбурным. Нам удалось до самого конца не растерять задор, с которым мы начали.

— Что вы можете сказать о ваших подопечных в этом году? Как вы оцениваете проведенную работу?

— Хотелось бы отметить трудоспособность ребят. Удивительно, как за такое короткое время они смогли стать настоящей командой, подхватить стиль друг друга. В мультфильмах было много сцен, и каждую из них нужно наполнить. Пока одни создают персонажей, другие трудятся над фоном, выставляют свет, оживляют уже готовые сцены.

Не обошлось и без непредвиденных ситуаций. В момент, когда уже был записан звук и все реплики, сломалась техника, и материал был утерян. В условиях сжатых сроков это стало ощутимым ударом. Мы вынесли из случившегося урок и благодарны ребятам за понимание и терпение. Некоторые из них смогли найти время и буквально в последние часы перед показом записали звук заново.

В нашей мастерской мы делаем упор на самостоятельность, возможность каждого из участников раскрыть свой творческий потенциал. Можем мягко направить, но не настаиваем на идеальности, чтобы не развивать блокирующий перфекционизм. Нам важно чтобы человек в будущем экспериментировал, не боялся сделать ошибку, не зацикливался на частном.

У каждого возраста есть свои характерные особенности восприятия, визуальная составляющая и смысловая нагрузка. Информация, поставляемая восприятием, сохраняется в нашей памяти в виде ярких образов и служит необходимым материалом для мышления. В детской и подростковой анимации есть своё очарование, шарм. Да, пускай порой повествование мультфильма слишком буквальное, наивное, но вот что примечательно: ни разу в прошлые годы мнение профессионального жюри и жюри состоящего из детей не совпало.

— В чем вы видите вашу миссию в этой работе?

— Съемка мультфильма это очень кропотливый, одновременно раскрепощающий процесс, требующий концентрации, усидчивости, умения быстро адаптироваться. Мы верим, что навыки, полученные в мастерской, послужат стимулом для работы в направлении авторской анимации после фестиваля. В нашей группе стать аниматорами захотели 4 ребенка из 10. Отличный результат!Благодарю артековцев из лагерей Хрустальный и Лазурный, снявших с нами мультфильмы «Робинзон Крузо. Неизданное» и «Другая история. Финал».

Напомним, про­ект «АНИ­МАТИ­КА» — меж­ду­народ­ный кон­курс и фес­ти­валь дет­ско­го ани­маци­он­но­го ки­но в МДЦ «Ар­тек» осу­щест­вля­ет­ся Ассоциацией анимационного кино с ис­поль­зо­вани­ем гран­та Пре­зиден­та Рос­сий­ской Фе­дера­ции на раз­ви­тие граж­дан­ско­го об­щес­тва, пре­дос­тавлен­но­го Фон­дом пре­зидент­ских Гран­тов.

Автор:
Категория: Новости