Новости

TeleMultiMedia Forum 2021: цифровая трансформация «проехалась» по медиателекому

В Москве состоялся V ежегодный форум «TeleMultiMedia Forum 2021: лидеры цифровой медиасферы». Мероприятие прошло 20 апреля 2021 года в гибридном формате, сочетающем очное общение и онлайн-взаимодействие. Организаторы – «ТМТ Конференции», «Телеспутник» и ИАА TelecomDaily — постарались обеспечить безопасность участников на площадке и перевести часть аудитории в онлайн. Всего в форуме приняло участие более 120 делегатов на площадке и свыше 400 просмотров онлайн-трансляции. Генеральным партнером форума выступил мультиплатформенный оператор «Триколор». Традиционно TeleMultiMedia Forum собрал представителей компаний, чей бизнес непосредственно связан с цифровой медиасферой и распространением видеоконтента в цифровой среде. Эксперты обсудили будущее индустрии медиателекома через призму цифровой трансформации.

Влияние пандемии на медиасферу

Весь 2020 год прошел под знаком пандемии, оказавшей непосредственное влияние на цифровую медиасферу. С обсуждения последствий этого бедствия для рынка и началась панельная дискуссия «Трансформация цифровой медиасферы». Как рассказал заместитель генерального директора по контентной политике Триколора Николай Орлов, во время пандемии компания заметила рост подписок на спутниковое телевидение и онлайн-услуги. Многие операторы привлекали абонентов бесплатными подписками, поэтому нет никакой гарантии, что пользователи, пришедшие в период пандемии, останутся с компаниями и дальше, предупредил он.

Директор департамента цифровых продуктов партнера форума — компании «НТВ-Плюс» — Константин Смирнов отметил, что влияние пандемии на цифровую медиасферу оказалось очень разным и отчасти его можно оценить по тому контенту, который продает оператор. Например, полное прекращение спортивных событий негативно сказалось на вещателях, у которых такой контент занимает существенную долю в бизнесе. Константин Смирнов подчеркнул, что произошло замещение одного контента другим. То есть пользователи стали обращать внимание на контент, который до пандемии был для них не очень интересен.

По словам генерального директора ГК Star Media Марии Гречишниковой, пандемия положительно сказалась на онлайн-кинотеатрах. Значительным оказался рост смотрения видео по запросу. Однако на фоне положительной динамики есть и негативные тенденции. Так, в пандемию активизировались пираты, которые «откусили» существенный кусок аудитории. Кроме того, неясно, останутся ли новые подписчики, пришедшие в период пандемии, или их прирост лишь временное явление.

Как считает заместитель генерального директора по цифровому развитию ВГТРК Андрей Класс, пандемия положительно сказалась на аудитории. Вещателям стало проще доказывать своим зрителям, что в онлайне также есть контент. Пользователи теперь четко знают, что контент есть в разных средах и активно его потребляют.

В схожем ключе высказался и директор по стратегическому маркетингу и цифровой трансформации холдинга «Медиа-1» Рубен Оганесян. По его мнению, пандемия помогла маркетингу онлайн-кинотеатров: потребители сами пришли на сервисы и самостоятельно искали интересный для себя контент. В целом же пандемия ускорила то, что и так бы произошло рано или поздно. «Линейное телесмотрение также выросло в пандемию, но это лишь временное явление. Для небольших телеканалов пандемия сыграла в плюс, поскольку телезритель у которого стало больше времени, начал искать новый контент и нашел его на альтернативных телеканалах. Однако теперь, когда у людей вновь будет не так много времени на просмотр и они уже знают, что у них есть выбор, этот выбор может оказаться не в пользу больших телеканалов», — считает Рубен Оганесян.

Будущее — в синергии линейного ТВ и VoD?

В рамках сессии «2021 год — год онлайн-видеосервисов! Почему?» представители онлайн-кинотеатров обменялись мнениями и собственным опытом о том, как им удалось сохранить новых пользователей, появившихся в период пандемии. Эксперты подчеркнули, что конкуренция между линейным телевидением и онлайн-платформами существует, но будущее заключается в симбиозе стриминга линейного контента и видео по запросу. При этом в некоторых нишах онлайн-телевидение никогда не сможет превзойти линейное ТВ.

Генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko Максим Евдокимов убежден, что традиционное телевидение хорошо создает программный продукт, в то время как онлайн-платформы продолжат развивать производство кино и сериалов. «Передачи разного толка, ток-шоу — это останется прерогативой телевидения. Со временем на ОТТ-платформах часть каналов будет представлена, но это лишь расширяет возможности наших пользователей по доступу к разнообразному контенту», — считает он.

Генеральный директор Megogo в России Виктор Чеканов считает, что модель успешного онлайн-кинотеатра заключается в сочетании линейного телевидения и видео по запросу, однако в будущем все может развиваться по самым разнообразным сценариям.

Директор департамента стратегии и развития рекламных продуктов «Газпром-медиа» Дмитрий Пашутин считает, что классическое телевидение уступит пальму первенства онлайну. «Телевизор еще пользуется былой славой. В дальнейшем он все-таки просядет в пользу онлайн-телевидения. Ну и восстановятся офлайн-кинотеатры. Я не думаю, что стоит прогнозировать смерть кого-то. Судя по глобальным трендам, будущее за всеми нишами. Они перемешаются и будут взаимодействовать между собой», — уверен он.

«Выручка ОТТ-сервисов сейчас уже больше, чем касса офлайн-кинотеатров, и эту историю не повернуть назад. Очевидно, что ОТТ-сервисы будут заниматься продюсированием фильмов и заходить в продакшн уже на начальном этапе. Люди распробовали удовольствие от просмотра качественного контента сидя у себя дома. Походы в кинотеатры станут еще более событийными. Вполне возможно, что ОТТ заместит тематические телеканалы», — предположила директор по взаимодействию с индустрией компании «Яндекс» Ксения Болецкая.

Директор по контенту партнера этой сессии — онлайн-кинотеатра №1 в России ivi — Иван Гринин согласен с тем, что главное отличие онлайн-кинотеатров от линейного телевидения в том, что они в основном сосредоточены и преуспевают в создании дорогого контента, на инвестиции в который уходят миллионы рублей, в отличие от более дешевых в производстве телевизионных шоу. «Однако в этом уравнении особняком стоит YouTube, на котором сейчас популярностью пользуется, как VOD-контент, так и телевизионные шоу. Также многие блогеры сейчас рассказывают новости в схожем с телевизионным формате. Если это актуально для YouTube, то вполне возможно, что когда-нибудь к этому придут и онлайн-кинотеатры», — считает Иван Гринин.

Ведущие конференции активно вовлекали в работу не только спикеров, но и остальную аудиторию. Так, в рамках сессии прошло интерактивное голосование. Аудитории и спикерам предлагалось выбрать один из вариантов ответа на вопрос: «Как вы оцениваете законодательные инициативы 2020 и 2021 годов, затрагивающие OTT-рынок?». Большинство проголосовавших считают, что от принятых законов больше вреда, чем пользы. Часть аудитории посчитала, что законы будут полезны, в то время как остальные придерживаются мнения, что законы работать не будут.

В завершение сессии с докладом «Интернет-видео в пост-пандемийную эпоху: как изменились привычки видеосмотрения у российской аудитории и бизнес-модели на рынке» выступил представитель технологического партнера форума — компании CDNvideo — Алексей Данилин. К сожалению, выводы к которым приходит Алексей Данилин в своем докладе весьма неутешительны для любителей просмотра кино в классических офлайн-кинотеатра: аналитические данные говорят о том, что рынок онлайн-видео растет, а классические кинотеатры медленно идут к закату.

Экосистемы или конвергент

Стремительно меняется не только рынок видеосервисов — телеком-операторы активно развивают дополнительные сервисы, объединяя их в конвергентные предложения и экосистемы. Связанные с этим вызовы обсуждали на сессии «Цифровая трансформация телеком-операторов. Стильно, модно, необходимо?», модератором которой выступил эксперт по видео решениям технологического гиганта Huawei Иван Ефимов – компании, выступившей партнером данной сессии.

По словам директора по развитию онлайн-кинотеатра Триколора Даниила Саверского, без экосистемы оператор не может существовать. «Чем больше услуг, тем выше лояльность абонентов и маржинальность бизнеса. Экосистема позволяет получать контент от линейного ТВ до ОТТ-телевидения. Возможно, она не приносит прибыли в текущий момент, но в перспективе это будет прибыльно», — считает он.

Схожей точки зрения придерживается руководитель видеосервиса Wink Антон Володькин: «Любой телеком-оператор в короткий период может стать сверхмаржинальным, перестав вкладываться в модернизацию или, наоборот, немаржинальным. И весь вопрос здесь в том, во что ты веришь. Наиболее остро стоит вопрос не набора базы, а ее удержания и развития. И когда мы говорим о маржинальности, то имеем в виду не маржинальность в процентах, а маржинальность в деньгах. Именно то, сколько денег ты сможешь заработать с клиента. Я поддержу тезис, что можно не называть себя экосистемой и быть маржинальным. Но при этом есть другое слово — конвергент, и оно в телекоме очень хорошо укладывается в то, что хотят получать клиенты. Им нравится, когда у операторов есть много сервисов и за это есть некий дисконт. Жизнь в конвергенте — это тот путь, который сейчас проходят многие операторы связи», — поделился Антон Володькин.

Операционный директор «МТС Медиа» Алексей Иванов предложил не противопоставлять маржинальность и развитие оператора. «Прошлый год показал, что люди увеличивают потребление контента и двигателем этого процесса становится сам контент. Для телекома это нечто новое, потому что становится ясно, что в первую очередь важен именно контент и конвергентное предложение. На фоне этого происходит формирование абонентской базы, а рост маржинальности происходит за счет лайф-тайма (выручка с абонента за время использования услугой, — прим. ред.), а не за счет маржинальности какой-то отдельной услуги», — подчеркнул он.

Директор по контенту компании «ЭР-Телеком Холдинг» Сергей Кожевников считает, что оператору нужно быть прибыльным сейчас, а не уповать на перспективу. При этом он отметил важность конвергенции для телеком-компании, поскольку привязать абонента позволяет именно большое количество разнообразных сервисов.

Вещатели тоже строят собственные экосистемы, которые работают у них через телевизионные охваты, отмечает генеральный директор «Витрина ТВ» Сергей Сторожев. «У каждого телевизионного холдинга есть свои онлайн-сервисы, куда они собирают платящую аудиторию. Тем самым они тоже создают свои собственные экосистемы. Мне кажется, на текущий момент есть разделение между двумя типами экосистем. В первом случае, когда есть набор абонентов, которым нужно показать контент. Во втором случае – это экосистемы, где есть контент, который смотрят телезрители, и их нужно привлечь в онлайн-сервис и сделать абонентами. И правильнее всего объединить два этих типа экосистем. Это будет взаимовыгодно», — считает Сергей Сторожев.

По мнению директора по новым бизнесам и партнерствам «МегаФона», генерального директора MegaLabs Андрея Кушнарева, при построении экосистем необходимо помнить о потребностях клиентов. «Операторы связи могут видеть и анализировать, как фактические, так и потенциальные потребности своих клиентов, и за счет этого предугадывать продукты, которые могут их удовлетворить. Дальше выбор уже за тем, какие продукты компания может предоставить самостоятельно, а какие за счет партнерства. Этот фактор характеризует открытые и закрытые экосистемы. В одной есть факт партнерства, в другой нет», — считает Андрей Кушнарев.

Наряду с обсуждением основных вопросов сессии, ее участники ответили и на вопросы аудитории, которые были заданы в телеграм-канале конференции. Так, многих очень интересовал вопрос запуска Huawei TV в России. Иван Ефимов вкратце рассказал о видеосервисе компании Huawei и перспективах его появления в России. По его словам, компания Huawei при запуске предпочитает запускать различные проекты в партнерстве с другими игроками. Так, в России при сотрудничестве с «МТС» был запущен OTT-сервис. «Если говорить о Huawei Video, то это некий агрегатор под телефоны Huawei, который просто агрегирует партнеров и предоставляет витрину выхода на партнеров», — рассказал Иван Ефимов.

В завершении сессии с докладом «Как запустить вещание онлайн-кинотеатра с нуля за 1-2 дня» выступил руководитель направления стриминговых платформ партнера форума – компании G-Core Labs — Алексей Петровских. В своей презентации Алексей Петровских перечислил очевидные плюсы внедрения решений G-Core Labs для бизнеса. Во-первых, время, затрачиваемое на внедрение новых технологий, сокращается многократно, а значит, бизнес может расходовать время своих специалистов на другие более важные нужды. Кроме того, решение G-Core Labs обеспечивает максимально низкую задержку при трансляции видео в интернете, благодаря оптимизации всех звеньев цепочки доставки контента.

Нужны ли оператору собственные телеканалы?

В рамках сессии «Час «Медиалогистики». Телеканалы эпохи интернет», соорганизатором и партнером которой выступила платформа наземной доставки телеканалов «Медиалогистика» компании MSK-IX, эксперты затронули тему необходимости для оператора создавать собственные телеканалы, а также поговорили о рынке тематических каналов. Самые яркие представители телекома и медиа выяснили остались ли еще свободные ниши для тематических каналов, как максимально эффективно монетизировать и продвигать каналы в новой интернет-реальности, а также разобрали кейсы коллаборации между медиа и телекомом.

Директор проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX Григорий Кузин, выступивший модератором сессии, представил новые каналы, появишиеся в пандемийный 2020 год и отметил, что большинство из них появились в «Триколоре». «В 2020 году мы не ожидали, что на платформе «Медиалогистика» появится так много новых телеканалов. Не ожидали, потому что это был год полный неопределенности. Однако же в 2020 году появилось порядка двадцати новых каналов и где-то половина из них были запущены в «Триколоре». Кроме того, в последнее время очень много телеканалов запускается в HD-версии и тематических каналов, часть которых появилась уже в 2021 году», — подчеркнул Григорий Кузин.

Как рассказала директор по производству контента Триколора Марина Гаспарян, в экосистеме оператора доступно девять HD-каналов собственного производства, а еще семь каналов предлагается внешнему рынку. При этом отмечается устойчивый спрос аудитории на телеканалы собственного производства.

С ней поспорил директор по контентной политике партнера форума — интегрированного провайдера цифровых услуг и решений «Ростелеком» — Александр Косарим. Он считает, что оператору не стоит заниматься производством собственных телеканалов, о чем  показывает практика. «Для этого нужна команда и деньги. Сделать большое количество эффективных телеканалов — это очень дорого. Окупить такие каналы внутри одного оператора крайне проблематично. Если делать телеканалы, то наиболее просто и классно делать какой-то отдельной структуре, и как показывает практика большинство компаний, так и делают», — объяснил он.

Генеральный директор телекомпании «Первый ТВЧ» Максим Полухин рассказал о высокой конкуренции на рынке тематических каналов, несмотря на которую новые каналы все равно будут запускаться. Однако, подчеркнул он, запуск каждого такого проекта должен быть результатом глубокой аналитики. «Нужно знать, по какой модели будет монетизироваться телеканал. Необходим анализ зрительских пожеланий, предложений на рынке и спроса аудитории. Это очень важно. Можно говорить, что тематическое смотрение растет, но смотреть на это нужно глубже», — отметил Максим Полухин.

Наконец, участники сессии «Синергия телевидения и UGC-платформ», партнером которой выступила телекомпания «Первый ТВЧ», поговорили о том, насколько удачным окажется симбиоз классического ТВ и платформ с пользовательским контентом (YouTube, TikTok, соцсети), когда они сольются в общее информационно-развлекательное медиапространство. В обсуждении приняли участие директор службы рекламы и продвижения телекомпании «Первый ТВЧ» Мария Черкасская, креативный продюсер телеканала «Ю» Элионора Келлер, владелец продакшн-студии «Фест Хенд Медиа», создатель и продюсер ТВ-шоу «Уральские пельмени» Сергей Нетиевский, автор и режиссер программы «Галилео» Кирилл Гаврилов, исполнительный директор FUSE Media Direction Group Ольга Корабельникова, руководитель направления стратегического менеджмента Yoola Светлана Скряпкина и руководитель по развитию бизнеса единой видеоплатформы Mail.ru Group Василий Баканов. Модератором сессии выступил вице-президент UFC по России и СНГ, автор телеграм-канала @gromko7 Андрей Громковский.

Директор службы рекламы и продвижения телекомпании «Первый ТВЧ» Мария Черкасская поделилась успешными кейсами взаимодействия телекомпании с социальными сетями и UGC-платформами. «Первый ТВЧ как производитель тематических каналов присутствует в соцсетях и на различных UGC-платформах. Там мы преследуем четыре основные цели. Во-первых, это реклама и продвижение наших каналов, UGC-контент для наших каналов, коммуникация с телезрителями, а также монетизация контента. Последнее конечно в меньшей степени. При этом мы хотим занять свои digital-ниши за счет интеграции спонсоров в наш digital-контент и партнерских программ с самими платформами. Но в большей степени цифровые платформы – это один из каналов продвижения нашего контента. Что касается партнерских соглашений, то у нас есть соглашение с «ВКонтакте», согласно которому мы нередко предоставляем эксклюзивный контент, который они транслируют у себя. Этот инструмент позволяет привлечь новую аудиторию на наши телеканалы», — рассказала Мария Черкасская.

В рамках форума прошли интерактивные викторины, партнерами которых выступила телекомпания «Первый ТВЧ» и телеканал «Первый Космический». Мероприятие прошло в гибридном формате благодаря технологическому партнеру — компании CDNvideo. Организация такого уровня мероприятия потребовала решения сразу нескольких масштабных задач: техническое сопровождение (режиссер трансляции, звукорежиссер, продюсер и модератор), обеспечение и поддержка онлайн-трансляции группой администраторов CDN и удаленное подключение спикеров.

Организаторы Форума: ТМТ Conference, «Телеспутник» и ИАА TelecomDaily.

Генеральный партнер: мультиплатформенный оператор «Триколор».

Партнеры: Оператор цифрового и спутникового ТВ «НТВ-Плюс», крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых услуг и решений – «Ростелеком».

Партнеры сессий: Телекомпания «Первый ТВЧ», онлайн-кинотеатр №1 в России — ivi, платформа наземной доставки телеканалов «Медиалогистика»компании MSK-IX, технологический гигант Huawei.

При участии: компании G-Core Labs и Megabitus.

Технический партнер: ведущий провайдер услуг сети доставки контента CDNvideo.

При поддержке: Ассоциация «Интернет-видео», Ассоциация коммуникационных агентств России, Ассоциация кабельного телевидения России, Международная академия связи МАС, Национальная ассоциация телерадиовещателей, Ассоциация анимационного кино, Ассоциация продюсеров кино и телевидения, портал молодых кинематографистов MOVIESTART, Союз журналистов России.

 

 

Автор:
Категория: Новости