Новости

Визуальный образ музыки

В Общественной палате РФ состоялась премьера анимационного фильма «Детский альбом», созданного студией «М.И.Р» при участии студии «Беларусьфильм».

Премьерный показ открыл цикл постоянных кинопоказов современной российской авторской анимации, организованный Комиссией Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия и Ассоциацией анимационного кино.

Это новый формат для Общественной палаты РФ, которая в этом году распахнула свои двери для зрителей: теперь здесь регулярно будут проходить показы анимационных фильмов для детей и взрослых.

Ярким дополнением кинопоказа стал живой концерт учащихся Школы искусств им. Якова Флиера, которые исполнили все произведения в фильме.

Перед зрителями выступили: пианисты Иван Вахрушев, Ксения Казанцева, Алена Луценко, Мария Карпова. Каждый играл так легко и свободно, что даже не верилось, что ребята только начинают свой творческий путь.

Вокалистка Эмилия Абдюшева спела песню «Травка зеленеет…» (музыка П. Чайковского, слова А.Плещеева) под аккомпанемент педагога школы Анны Новичковой.

Оригинальную интерпретацию песни «Калинка» в стиле фолк-рок сыграли Диана Феоктистова (балалайка) и Павел Мелихов (фортепиано).

Долгие аплодисменты и крики «Браво!» стали лучшим подарком для музыкантов, но студия «М.И.Р» приготовила для всех кое-что, пожалуй, не менее ценное – портрет каждого, нарисованный художниками студии. Согласитесь, не на каждый праздник получаешь в подарок произведение искусства.

Иван Вахрушев, Ксения Казанцева, Мария Карпова, Эмилия Абдюшева, Алена Луценко, Диана Феоктистова, директор Школы искусств им. Якова Флиера Ольга Андреева

Мультфильм «Детский альбом» представили: продюсер, автор и режиссер Ирина Марголина, один из режиссеров фильма Борис Коршунов и один из художников цикла Гоша Ляховецкий, Модератором программы была директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова.

Вступительное (скорее напутственное) слово произнесла доктор искусствоведения, профессор Московской Консерватории Елена Долинская.

Впрочем, она не стала рассказывать о музыке, которая звучит в фильме, просто сказала ребятам, когда они будут поступать в Консерваторию, зайти к ней хотя бы на чай с конфетами. Нет сомнения, что тогда уже она для каждого найдет нужные слова.

Запись концерта смотрите на YouTube-канале Общественной палаты РФ

слева направо: Ирина Марголина, Ирина Мастусова, Елена Долинская, Гоша Ляховецкий, Борис Коршунов

«Детский альбом» — знакомство с миром искусства, музыкального и изобразительного, у кого-то оно заканчивается крепкой дружбой, у кого-то перерастает в любовь на всю жизнь. Поэтому, чтобы ребенок, подросток или взрослый (прежде равнодушный к классической музыке), полюбил искусство, надо заставить его испытать сильные эмоции и чувства. Все более 20-ти эпизодов «Детского альбома» — целая палитра эмоций – веселых и грустных, но всегда светлых.

Этот мультфильм – доказывает, что о самом главном можно сказать без слов, только лишь с помощью музыки и визуальных образов. Все будет понятно и никакого ощущения недосказанности.

Например, морская история, иллюстрирующая музыку И.С. Баха. За несколько минут юным зрителям, без единого слова, рассказали о дружбе, мечте, свободе, о желании взлететь и искренней, которая бывает только в детстве, вере в то, что это возможно.

Или этюд «Болезнь куклы» на музыку Чайковского. Перед нами как будто ожившие старые фотографии, как символы самого дорогого, что мы храним не только в альбомах, но в сердце. Вся процедура лечения с градусником и микстурой, здесь кажется забавной и совсем не страшной, потому что героиня точно знает – все будет хорошо. Эта точная уверенность, доверие к людям и к жизни, она ведь тоже родом из детства.

Вообще, «Детский альбом» особенно внимательно надо смотреть именно взрослым зрителям. Чтобы ловить чувства, ощущения, убеждения, которые в детстве казались само собой разумеющимся и делали нас счастливыми. Как вера мальчика, что у него есть крылья, или уверенность куклы, что врач – это волшебник или ангел.

В эпизоде «Рыбка» на музыку Антонина Дворжака девочка складывает кораблик из нотной страницы и устремляется за стаей сказочных рыб. Метафора простая: она следует за мечтой по волнам музыки. Но в таких простых метафорах часто заключена основная суть – прежде чем отправиться за мечтой, надо хотя бы сложить кораблик, и тогда поток сам принесет тебя к золотой рыбке, которая ее исполнит.

«Зима» на музыку Георгия Свиридова – живописный этюд о самом волшебном времени года, которое неизменно завершается зарождением новой жизни, восходом солнца. И эта чуткость к природе, умение видеть в ее увядании предчувствие чуда, тоже свойственно детям, и повзрослев, важно ее сохранить. Или вернуть, пересматривая такие мультфильмы, слушая такую музыку.

Этюд «Каприччо» на музыку Валерия Гаврилина тоже про увядание, которое в природе – всегда явление временное. Здесь есть удивительный кадр превращения осыпающихся листьев в стаю птиц. Лейтмотивом звучит тема одиночества, кажется, совсем не детская, но в финале ты вдруг отчетливо понимаешь, что никогда не будешь один –даже если  подует холодный осенний ветер, он принесет тебя к тем, кто тебя любит. Дети знают, что так и будет, взрослые забывают. Чтобы вспомнить…правильно, смотрим такие мультфильмы, слушаем такую музыку.

В некоторых эпизодах видно, какое значение в анимации имеют детали. Например, «Упрямец» на музыку Георгия Свиридова – подвижные брови выдают характер героя. Или «Жук» Модеста Мусоргского. У этого жука глаза живые, выразительные, такой эффект «живого рисунка» дает только анимация, поэтому благодаря мультфильмам мы как-то сразу верим в очевидность некоторых волшебных вещей.

Большинство эпизодов мультфильма – небольшие мудрые истории, последовательно рассказанные композиторами и художниками. Но есть несколько экспериментальных работ, сделанных по законам авангардного искусства, когда привычный мир распадается на атомы, геометрические формы, контрастные цвета, прямые линии. Даже своеобразная, пронизанная индустриальной эстетикой музыка представителя музыкального авангарда Александра Мосолова нашла свое визуальное воплощение посредством соединения разных техник анимации и необычного монтажа.

За два часа, что длится двухчастный мультфильм, и дети, и взрослые совершат для себя по крайней мере несколько музыкальных открытий. Маленькие зрители впервые услышат «Танец кукол» Дмитрия Шостаковича А старшие любители классической музыки — балет «Маленький принц» Евгения Глебова, который несправедливо редко появляется на афишах музыкальных театров.

Впрочем, вся история искусства – неисчерпаемый источник постоянных открытий. В детстве ты все узнаешь впервые, во взрослом возрасте все это открываешь для себя заново, перелистывая детский альбом.

Главное помнить, что начать знакомство с миром искусства никогда слишком поздно и никогда – слишком рано. Один из лучших способов это сделать – анимационные фильмы, одинаково понятные и детям, и взрослым, позволяющие художникам и режиссерам воплощать любые фантазии. Делать незримое – зримым, создавать на экране визуальный образ музыки.

Автор:
Категория: Новости