Новости
«ДВИЖБА». Как создаётся анимационный альманах

В 2024 году мы решили рискнуть и запустить первую в регионе настоящую производственную площадку для учебных студий Хабаровского края. Но мы захотели не просто протестировать стажировочный формат, а дать возможность юным аниматорам сполна испить чашу создания анимационных шедевров, прочувствовать всю боль осознанной профессиональной деятельности и даже сотворить собственный сборник авторских мультфильмов…
«Анимация на Дальнем Востоке сегодня — это не просто отрасль, это живая и развивающаяся экосистема. Здесь формируется своеобразная «фабрика смыслов», которая объединяет талантливых режиссёров, художников, сценаристов и других представителей индустрии. Всё больше студий и образовательных школ по направлению анимации распахивают свои двери на Дальнем Востоке. Мы не только открываем новые имена, но и вдохновляем зрителей, расширяем их восприятие этого вида искусства, а авторам даём возможность выразить себя»,— делится руководитель проекта Александра Дубовская.

Александра Дубовская на презентации проекта
И в сентябре 2024 года, в преддверии главного дальневосточного анимационного события — международного анимационного фестиваля «Анимур» — стартовал тот самый масштабный производственный проект «Картунизация. Первый сезон». Он обещает в итоге представить зрителям цикл авторских короткометражных анимационных фильмов в разных техниках, собранных в анимационный альманах, который объединит первые полномасштабные работы молодых деятелей анимационного искусства в коллаборации с профессиональными режиссёрами, сценаристами и художниками. Главная задача альманаха — дать начинающим аниматорам шанс на реализацию своих идей, опыт работы в команде, а также уникальную возможность продемонстрировать результаты на больших экранах кинотеатра — и получить свою минуту славы. Проект организован ХКОО РАИХК при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Время в дороге проходит незаметно. Вот и мимо нас пронеслось девять месяцев работы над альманахом. За этот срок можно достичь значительных результатов в различных сферах жизни… 39 недель —стандартный срок беременности, за который происходит развитие плода и подготовка к рождению. За 9 месяцев можно подготовиться к марафону. Порой этого времени даже достаточно для завершения капитального ремонта или строительства дома. Что успели мы за такой внушительный срок? Например, подготовить этот лонгрид (ха-ха)!
Конечно же, мы переживали. Да что уж там — и по сей день волнуемся: а получится ли альманах действительно мощным и богатым на новые имена в мире дальневосточной анимации? Но с первых дней проекта мы поняли: нам есть с кем работать! Пусть ещё сыро, но уже есть классные находки. На первом этапе желание принять участие в проекте выразили 89 человек из 6 населённых пунктов Хабаровского края, которые сформировали 26 командных заявок. Нас глубоко тронуло творчество каждой студии, где столько искренности и настоящей любви к своему делу. Ребята не гонятся за трендами, а просто творят — легко, свободно, с душой. И это подкупает.
Каждая команда, претендующая на участие в проекте, подготовила портфолио. Но отразило ли оно их возможности в полной мере? Здесь — первое открытие! И дело не в том, что в портфолио зачастую попадают только лучшие работы и из-за этого картина выглядит более радужно, чем есть на самом деле. Ведь все же понимают: портфолио — это на самом деле витрина, ещё один маркетинговый инструмент. Но, как показала практика, даже этот инструмент многим необходимо освоить и подтянуть.
В ходе отборочного этапа каждая команда прошла серию онлайн мастер-классов и получила менторскую поддержку и рекомендации для групповой работы, набор упражнений и творческое задание. В течение месяца авторы будущего альманаха находились в сложном процессе сомнений, обдумывания, местами непонимания, бурных обсуждений, но смогли оформить свои идеи и мысли в предварительные концепции, которые представили на суд оргкомитета. Авторская техника, душа и любовь к делу, безусловно, контент, чудесные дети, мотивация и вовлечение руководителя во время подготовительного этапа и, конечно же, уровень профессионального мастерства самих участников — вот что легло в основу оценок.
Спустя два месяца наступил сложный для оргкомитета момент: поставить точку в этом процессе и сделать финальный выбор. В итоге старт основного этапа большого проекта и запуск создания альманаха «5 историй о времени» был дан на фестивале «Анимур» в ноябре прошлого года.
Каждый режиссёр проекта сделал свой выбор в пользу одной из команд, заявленных к участию и вовремя выполнивших творческое задание. По итогам отборочного этапа были выделены пять коллективов, которые продолжили работу по созданию мультфильмов на тему «Время». Каждой группе в качестве путеводной звезды достался свой мэтр с богатым опытом в реализации анимационных и диджитал-проектов. Главным режиссёром проекта и наставником команды студентов высшей школы дизайна ТОГУ выступил Владимир Томин— художник, аниматор, автор многих коммерческих и личных проектов для федеральных и глобальных брендов, программист в арт-проекте MOLECULE.Команды же, которым не посчастливилось зайти в проект на правах основного состава создателей будущего альманаха, не остались в стороне, а получили шанс выступить соавторами проекта, выполнив небольшое творческое задание.
Тем временем, с ростом масштаба проекта и присоединением всё новых и новых участников, организаторам стало понятно, что проекту необходим более яркий и звучный нейминг для описания нашего анимационного вихря, который отражает свежий, дерзкий молодёжный вайб. В результате проект «Картунизация. Первый сезон» получил новое название: «ДВИЖБА».
*«ДВИЖБА» — это дружба в анимации.
В первый сезон «Движбы» вошли две команды из Тихоокеанского государственного университета под опекой опытных педагогов Светланы Тамулевич, Галины Шейко и Романа Филенко, команда Хабаровского краевого колледжа искусств под предводительством Богданы Налапко, команда студии цифрового рисунка «Зелёные камнеежки» во главе с Марией Токмаковой и команда Гродековского музея под руководством Анастасии Тыченко.
За последние полгода участники не просто допиливали свои идеи и часами оттачивали своё художественное мастерство, чтобы создавать впечатляющий продукт, непрерывно следили за тем, что появляется нового в «цифровом поле», анализировали вместе с наставниками методы и форматы подачи информации и обменивались ссылками на рефы с новыми, интересными решениями. По пути они ещё и вникли в тонкости работы в программах, совершенствовались в искусстве анимации, сценарном мастерстве и развитии креативных техник — и, конечно же, посещали мастер-классы от профессионалов индустрии.
На первых порах молодые аниматоры погрузились в увлекательный мир разработки идей, которые могут стать основой для полноценного анимационного фильма. Разобрались, зачем нужны логлайн, идея и синопсис, чем они отличаются, как правильно их формулировать. На примере известных историй обсудили важность уникальности идеи и то, как она может выделить проект среди множества других. Участники поделились своими мыслями о том, как можно добавить неожиданные элементы в свои истории. Не забыли и затронуть тему конфликта и его роли в сюжете — как он может отражать противоречия в обществе. Участники не только узнали основные принципы драматургии и сценаристики, но и получили возможность применить полученные знания на практике под чутким руководством Глеба Павленко, режиссёра и сценариста анимационной студии «Мечталёт» из Хабаровска и по совместительству наставника команды из ТОГУ. Новоиспечённые авторы постарались выделить суть своих историй и представить их в краткой и лаконичной форме. А насколько эффективно они применили новые знания, узнаем на премьере альманаха…
Несмотря на юный возраст, творцы из проекта «Движба» — это настоящие профессионалы, которые не ждали вдохновения, а продолжали работать даже в условиях усталости и постоянной учебной нагрузки. На мастер-классе «На Музу надейся, а сам не плошай», посвящённом генерации идей и механизмам креатива, участники столкнулись с миром креативного мышления и изучили различные техники, которые способствуют формированию уникальных идей. Годами накопленными знаниями о создании креативного контента и приёмами перезагрузки мышления делился Константин Сахно— дизайнер, режиссёр, креатор, тренер по креативному мышлению и по совместительству арт-директор Международного фестиваля анимации «Анимур», а также наставник команды из Гродековского музея. Участники разобрали мифы и реальность о навыке генерации идей, осознали, что «бицепс творчества» требует регулярной тренировки и практики. Одной из ключевых тем встречи стало структурное мышление. Ребята учились отрываться от шаблонного взгляда на вещи и применять три уровня ассоциаций для более глубокого понимания своих идей, формировали ориентиры в поиске новых концепций. Мастер-класс стал отличной возможностью для молодых создателей контента получить новые инструменты для работы над своими проектами. Участники ушли с новыми знаниями и вдохновением, готовые применять техники, полученные в процессе работы над альманахом.
Переосмыслив новую информацию, команды определились с направлением повествования, техникой анимации и, главное, рабочими названиями своих картин! «5 историй о времени» получили свои имена:
- «Большой взрыв»
- «Гольфстрим»
- «Завтра»
- «Чёрная дыра»
- «Не тяни»
Когда тесты анимации были уже завершены, а сценарии окончательно сформированы, началась самая жаркая и трудоёмкая пора, в которой не обошлось без помощи экспертов в области создания той самой анимации, которая и стала движущей силой проекта. Художник-аниматор студии «Мечталёт» Андрей Лучицкий провёл серию мастер-классов по созданию анимации в программе Moho. Он поделился ценными советами о том, как эффективно оживить персонажей и сделать их движения более выразительными и реалистичными. Андрей объяснил, как количество кадров влияет на плавность движений, а также рассказал о том, как разряженная анимация может скрыть недочёты. Участники узнали секреты интерполяции и другие тонкости, которые сделали занятие по-настоящему насыщенным. Мастер-классы от Андрея традиционно выпадали на субботние дни, что только подтвердило гипотезу о том, что что наши герои учатся и развиваются, когда другие отдыхают.
«Движба» — отличный мотивирующий пример для молодых команд: как взять и сделать свою первую анимационную короткометражку, не ожидая знака свыше и совершенствуя свои скиллы прямо в процессе. Участники проекта уже убедились, что создать визуал для анимационного фильма — дорога длиною в сотни эскизов и множество часов отработок. А если есть задача сделать липсинк, то путь усложняется комплектом из нескольких ртов! Кому-то достаточно двух — открытого и закрытого, а кто-то готовит весь набор фонем, который подойдёт не только под нейтральную, но ещё и под удивлённую, печальную, весёлую, испуганную и прочую актерскую озвучку, охватывая весь спектр эмоций персонажа. А вот та самая озвучка — это следующий шаг на пути создания фильма. И здесь нашим командам не пришлось обходиться без экспертной поддержки от специалистов одной из важнейших частей мира киноискусства и музыкального бизнеса — звукорежиссёра! В качестве эксперта мы пригласили настоящего гуру —Игоря Козлова, звукорежиссёра анимационной студии «Мечталёт», автора-композитора и музыканта, человека с многолетним опытом работы в студии и на сцене. Для ребят, работающих над картиной «Большой взрыв» (режиссёр — Владимир Томин), Игорь провёл краткий экскурс и мастер-класс с погружением в индустрию кинозвука, объяснил принципы устройства студии звукозаписи, показал, как работать с оборудованием, рассказал об этапах создания звукового медиапродукта и даже дал возможность озвучить кусочек будущего фильма.
За часами работы над альманахом мы чуть не упустили тот факт, что пора и себя приводить себя в форму… лучшую анимационную форму. Но «Движба» — это всеобъемлющее явление, готовое захватить в свои объятия любого деятеля анимационного искусства, который активно работает над своими проектами и стремится к совершенству, меняя индустрию. Поэтому мы решили не останавливаться только на основном составе проекта. Мы обратили свои взоры на руководителей детских анимационных студий Дальнего Востока, педагогов допобразования, чьи дисциплины связаны с технологией и основами анимационного искусства, на студентов высшего или среднего специального образования по профилю подготовки «Анимация» или «Педагог-аниматор», а также на методистов и руководителей, которые продюсируют анимационные проекты в образовательных учреждениях — и запустить для всех них отдельный, созданный специально для дальневосточников, поток онлайн-обучения от студии «Союзмультфильм». Места на интенсив разлетелись молниеносно!
С подробностями обучения вы можете ознакомиться по ссылке: https://animation27.ru/tpost/l8bmgss901-onlain-kurs-soyuzmultfilma-dlya-animatsi
«Движба» — это не просто сборник мультфильмов, а важный шаг для развития нового поколения российских дальневосточных аниматоров, которые прямо сейчас активно работают над завершением своих картин, которые должны получиться современными, молодёжными, но при этом наполненными теплом и аутентичностью. Проект стремительно движется к финалу. А мы затаили дыхание в предвкушении: получатся ли у наших авторов качественные и коммерчески успешные работы?
Осталось немного до премьеры, и мы приглашаем вас следить за обновлениями!
Вот вы знали, что ежегодно люди делают более триллиона фотографий и видеороликов? А для многих «не сфотографировал — значит, не было» — это не шутка, а жизненный принцип. Так и мы стараемся быть в тренде диджитал-мира… Интересно подсмотреть, как идёт процесс? Совсем скоро мы приоткроем завесу тайны — покажем вам фрагменты созданных работ и даже познакомим вас с участниками проекта! Поэтому оставайтесь и становитесь частью «Движбы»!
Где следить за новостями?
— Сайт:https://animation27.ru/first_season