В этом году одним из VIP-гостей фестиваля «Аниматика» стала руководитель редакции студии «Союзмультфильм» Марина Кошевая, в чьем послужном списке есть работы в качестве сценариста и редактора как в игровом, так и в анимационном кино. Марина активно занимается преподаванием, что делает ее незаменимым наставником для юных аниматоров.
— Марина, в детстве Вам доводилось бывать в «Артеке» или Вы попали туда впервые на фестивале «Аниматика»?
— В этом году я впервые приехала на фестиваль, и открыла для себя и «Аниматику», и «Артек». Я в восторге от всего – красивый, удобный, современный, при этом очень уютный «Артек». Интересный, разнообразный, креативный, и при этом душевный фестиваль «Аниматика». Все организовано для того, чтобы дети получили максимум полезной информации, и при этом смогли отдохнуть и почувствовать кайф от анимации, от лета и от пребывания в «Артеке».
— Как Вы оцениваете работы конкурсантов «Крымская симфония»? Есть ли фильмы, которые произвели на Вас впечатление?
— Для меня оказался неожиданно высоким уровень работ, присланных на конкурс «Крымская симфония». Я не думала, что ученические фильмы могут быть сделаны настолько профессионально. Так замечательно, что детям нравится учиться анимации, они участвуют в разных конкурсах, побеждают, приезжают на фестивали, где встречают единомышленников и мастеров, которые смогут их направить.
— Есть ли среди работ конкурсантов фильмы, по которым можно определить, что у ребенка есть талант к созданию анимации?
— Все конкурсанты «Крымской симфонии» талантливы в той или иной степени: по одним работам видно, что у ребят таланты в изобразительном искусстве, у других – тяга к сценаристике, кто-то отлично работает с музыкой, кто-то с графикой. Каждая работа талантлива по-своему. Большое спасибо хочется сказать преподавателям анимационных студий, которые помогают детям раскрыть эти таланты. Сложно выделить среди победителей кого-то особенного. Но есть три работы, которые запомнились мне больше всего. Первая – фильм «Долина привидений» Елизаветы Леоновой из Томска (15 место конкурса — прим.ред). У Елизаветы острый ум: фильм получился интересным и очень смешным. Однозначно Елизавете надо двигаться в сторону сценаристики, у неё есть к этому талант. Я, как руководитель редакции, вижу, что девочка в будущем может писать классные сценарии, только, конечно, ей нужно будет немного подучиться. Вторая работа — история про инопланетянина, который прилетел в «Артек», созданная Марком Кирюшиным из Екатеринбурга (9 место конкурса — «(Не)удачное приземление» – Марк Кирюшин, Наталия Кривенкова. Семейная студия «Дягилев мульт» (Екатеринбург) — прим.ред.). Фильм тоже сделан с юмором, каждое слово использовано не напрасно, каждый кадр выглядит продуманным и ведет к следующему логичному действию. В общем, очень хорошая история. Весело было и зрителям, и жюри. Но больше всего меня впечатлила третья история, она точно навсегда оставила след в моем сердце. Это работа Максима Агафонова. (6 место конкурса, «Скалы Близнецы» – Максим Агафонов (Удмуртская область, посёлок Игра) — прим.ред). Максим – персональный участник, ему никто не помогал. Он рассказал нам на форсайт-сессии, что обращался за помощью к родителям, но те ответили ему: «Парень, мы в этом не разбираемся, делай сам!». Максим взял за основу известную Крымскую легенду про скалы-близнецы и переложил ее в очень красивое, интересное, визуально цельное художественное произведение, которое можно смело отправлять на серьезные конкурсы для взрослой аудитории. Запомните это имя — Максим Агафонов из поселка Игра Удмуртской республики, уверена, мы о нём еще услышим. К вопросу о том, есть ли талантливые дети – у Максима Агафонова реально есть талант. И я уверена, что такими бриллиантами полнится наша земля… И как же здорово, что есть фестивали, которые находят эти бриллианты!
— Что больше всего порадовало Вас в работе мастерских на самом фестивале?
— Больше всего меня порадовала скоординированная работа ребят и педагогов, которые их курировали. Креатив – это проверка: если у вас получилось стать командой, то вы, с большой долей вероятности, сможете придумать что-то интересное. Если же внутри команды много разногласий, то у вас ничего не получится. На моих глазах за неделю было образовано шесть сплоченных творческих команд, которые смогли создать интересные мультфильмы в очень сжатые сроки.
— Если представить фестиваль «Аниматика-2024» в виде последовательности кадров, какой для Вас — самый яркий?
— Самый яркий кадр фестиваля «Аниматика» – это его закрытие. Дружелюбная атмосфера, когда конкуренты смотрят работы друг друга, смеются над успешными моментами, переживают за неудачные кадры, подбадривают друг друга ритмичными «кричалками»… Ведь главное — не победа, а знания, которые получили ребята и дружба, которая объединила их навсегда)
— Фестиваль завершен, а что дальше? С чего начать юному аниматору, если он участвовал в «Аниматике», и хочет в дальнейшем профессионально заниматься анимацией?
— Если это персональный участник – найти в своем населенном пункте студию анимации, чтобы получить знания от профессиональных педагогов. Если в населенном пункте студий нет, можно поискать онлайн-курсы, их сейчас много. А дальше: учиться, учиться и еще учиться, много рисовать, придумывать сюжеты, читать профессиональную литературу, изучать компьютерные программы, и участвовать в анимационных конкурсах. Дорога для юных аниматоров сейчас открыта, многие индустриальные студии проводят конкурсы, чтобы найти талантливую молодежь. И, конечно, юному аниматору надо готовиться к поступлению в высшее учебное заведение либо в профильный колледж. И профессионально продолжать свой путь.
— Какие сложности ждут молодого аниматора в первые 5 лет работы? К чему ему стоит быть готовым, чтобы трудности не сбили с выбранного пути?
— Надо изначально внушить себе, что все правки – к добру! Комментарии профессионалов о твоей работе звучат не из вредности, а только ради повышения твоего мастерства. Ты будешь учиться на чужих проектах, учиться работать с чужими персонажами, а они будут устроены не так, как ты привык их рисовать и создавать. Есть типовые ошибки и в начале пути, и их будет совершено много. Хорошая новость в том, что постепенно анимация будет получаться все лучше и быстрее. Ты начнешь привыкать к персонажам, даже к чужим и сложным, и будешь делать все больше и больше минут. И, наконец, выучишь на практике все те принципы анимации, которые тебе давал институт или колледж. Это будет здорово.
— Расскажите, пожалуйста, о событии, которое стало определяющим в выборе профессии лично для Вас.
— Очень сложно выделить одно событие. Я с детства любила писать сценарии по разным поводам: для школьных праздников, для Нового года, для проведения дней рождений. Ходила в театральную студию, мы ставили спектакли по моим сценариям. Да, всё это было самодеятельностью, не слишком художественно и профессионально, но «заходило» публике. Я поняла, что мне нравится этим заниматься и пошла учиться на сценариста-редактора.
— В сети можно найти Правила креативного продюсера и редактора Марины Кошевой, но они написаны для взрослых, и для тех, кто уже работает в индустрии. Как Вы можете их сформулировать для тех, кто только делает первые шаги в анимации?
— Не бойся рисковать. Не бойся пробовать новое. Всегда получай удовольствие от того, что ты делаешь. Даже если тебе сложно, плохо, тебе кажется, что у тебя ничего не получается – продолжай доводить все до конца. И обязательно делись тем, что ты сделал с друзьями и с профессионалами. Обратная связь — это очень большая помощь для тех, кто только–только начинает свой путь. Удачи!
Беседовала Светлана Мурси