Новости
Ирина Мастусова: «Российская анимация может стать гуманитарным коридором для международного взаимодействия и для продолжения культурного диалога»
В 2022 году Ассоциация анимационного кино отмечает десятилетний юбилей. Исполнительный директор ААК Ирина Мастусова рассказала порталу ЕЖФ о том, в каком состоянии сейчас находится индустрия, и оценила ее перспективы в новых экономических условиях.
Ирина, почему вы выбрали индустрию анимации?
Особенность анимации, в первую очередь, в ее миссии, обуславливающей социальную ответственность. На анимационном кино растут и воспитываются новые поколения, и важно, чтобы оно были качественным. Наша задача – производить добрые и светлые фильмы для миллионов детей и взрослых.
Анимационное кино сочетает очень затратное, сложное и кропотливое производство с долгим возвратом инвестиций.
В 2012 году отдельные анимационные студии объединились ради общей задачи создания индустрии анимации в России. Без поддержки государства отрасль не только не смогла бы развиться в заметный сектор креативных индустрий, но и могла бы не выжить как направление кинематографии. Таким образом, в течение 10 лет профессиональное сообщество вело системную работу с государственными органами, представителями бизнеса, общественными и творческими объединениями. В том числе благодаря этому российской анимации удалось достичь существенных успехов в последние годы и стать флагманом креативных индустрий в России.
В чем отличие обычного предпринимателя от креативного? Какие задачи Вам приходится решать дополнительно в этом контексте?
Креативные предприниматели – авторы, художники и просветители, их рабочие инструменты – идеи, слова и образы. Они вносят вклад в массовую культуру и в мировое культурное наследие. Креативному предпринимательству нужно обучать. В нашей стране система творческого образования не учит продавать продукт собственного авторства. Поэтому предприниматель чаще всего не равно автор. Но я вижу тенденцию к изменению.
С какими вызовами Вы столкнулись в новых экономических условиях?
Анимационная индустрия сейчас проходит период турбулентности и перестройки. С одной стороны, приостановлен экспорт анимационного контента в ряд стран. С другой – уход иностранных компаний из кинопроката и с онлайн- платформ неожиданно открыл для индустрии беспрецедентные возможности, связанные с запросом на новый отечественный контент. Сложились условия, в которых мы начали осваивать новые рынки сбыта: регионы Латинской Америки и Азии, государства Персидского залива. Все эти обстоятельства ставят отрасль перед новыми системными вызовами.
Какие перспективы Вы видите в своей сфере в дальнейшем?
Российская анимация – это уникальное культурное явление, которое является гордостью страны и имеет большой экспортный потенциал как мировой бренд. И в сегодняшних обстоятельствах она может стать гуманитарным коридором для международного взаимодействия, для продолжения культурного диалога.
Какие у Вас профессиональные планы на будущее?
Сейчас важно удержать набранные темпы роста или, как минимум, не сокращать их, не терять достигнутого за десятилетие. На новый уровень переходят вопросы экспортной поддержки и кадрового обеспечения. Следствием запущенных процессов стало то, что отрасль разработала 8 собственных профессиональных стандартов, единственная из креативных индустрий.
У ААК есть ряд собственных образовательных и детских проектов, которые тоже хотелось бы воплотить, потому что воспитание новых поколений аниматоров – это тоже наша задача, в индустрии сейчас явный недостаток профессиональных кадров. А наша инициатива по созданию Дня российской анимации уже поддержана на высоком государственном уровне. В следующем году будет официальный праздник.
Ассоциация анимационного кино – это профессиональная организация анимационного сообщества России, орган управления и коммуникации с органами власти, общественными институтами. ААК формирует ежегодный каталог актуальной анимации, организует детский конкурс и фестиваль «Аниматика», проект «Мульттерапия», ведет платформу МультАнима, на которой собраны все произведения российской авторской анимации за последние 30 лет.