«Ребёнок обожает загадки»: Игорь Ковалёв о современной анимации, пророческих «Симпсонах» и о том, почему детям нужно показывать авторскую анимацию

Игорь Ковалёв

Игорь Ковалёв — известный в России и за рубежом художник, режиссёр, преподаватель, один из создателей анимационных фильмов «Пластилиновая ворона» и «Следствие ведут колобки», один из основателей легендарной  студии «Пилот», руководитель творческих мастерских киностудии «Союзмультфильм» — рассказал, как изменилась современная анимация, может ли авторское кино стать кассовым и какие фильмы он показывает своим внукам.

Игорь, на современном ТВ один из немногих каналов, где показывают авторскую анимацию, — «Мультиландия» (собственный телеканал киностудии «Союзмультфильм»). Однако фестивальная анимация (как и любое авторское кино в целом) не так популярна, как коммерческая. По вашему мнению, почему так происходит?

Во-первых, её недостаточно показывают, информируют зрителя. Телевидение в основном показывает зрительскую, коммерческую анимацию. Это касается и авторских короткометражек, которые общая масса будет хорошо воспринимать. При этом мы не говорим сейчас о современной анимации, которая показывается на фестивалях и не воспринимается большим количеством зрителей. Это другое. Есть такие режиссеры, как Дмитрий Геллер, Леонид Шмельков, которые получают множество призов на фестивалях и получают заслуженно. Но это произведения искусства, которые нельзя сравнивать со зрительским искусством. Так было всегда, и это нормально.

Современная зрительская анимация, она весьма интересная, новая, она активно развивается и создается для большой аудитории. А есть настоящее искусство, которое не может восприниматься всеми. Есть развлекательное кино, есть — фестивальное.

Как вы считаете, надо ли расширять аудиторию контента, который принято считать эстетским?

Расширять ничего не надо — надо показывать, а зритель будет сам выбирать, что ему смотреть. И ребенок, и взрослый — он сам выбирает. У людей разные вкусы.

Художников часто называют пророками. Вы работали на «Симпсонах», которых сегодня модно называть пророческим сериалом: люди находят совпадения с происходящими в мире событиями. Как это работает? Как создателям удалось быть настолько дальновидными?

«Симпсоны» попали в Книгу рекордов Гиннесса: столько серий нет ни у одного сериала. Представьте, сколько сценариев пришлось написать. Конечно, они невольно предсказали то, что будет сегодня.

А во-вторых, бывают такие совпадения, когда ученые, художники что-то создают, и не представляют, что предсказывают будущее.. Вы не представляете, сколько в истории подобных совпадений. Но художнику вообще не надо об этом думать. Художник должен создавать мир, быть искренним перед собой и зрителем, а время покажет.

Для вас как для художника-мультипликатора, режиссера процесс создания нового фильма — это что? Какие задачи вы ставите перед собой?

Когда меня приглашают делать сериал (как это было, к примеру, с Nickelodeon) или полнометражный фильм (для Paramount, например), в этом случае я как режиссер думаю только о зрителях. Я стараюсь быть профессионалом, который считается с теми, кому фильм адресован. Также я советуюсь с коллегами, показываю материал: я хочу сделать так, чтобы фильм понравился зрителю.

Но когда Игорь Ковалёв делает авторские фильмы, такие как, например, «Моя жена курица», его не интересует зритель (извините). Я самовыражаюсь, чувствую себя маленьким ребенком. Я играю со своей куклой и должен быть предельно искренним с самим собой, чтобы не было фальши. Такое кино я делаю для себя. Если потом фильм кому-то еще нравится, конечно, художнику всегда приятно. А когда он на фестивале получает призы — вообще экстаз!

И. Ковалёв, эскиз к фильму «До любви»

И. Ковалёв, эскиз к фильму «До любви»

Сегодня с уходом западный мейджоров мы наблюдаем бум отечественного кинопроизводства, в том числе детского контента. Что касается авторского кино, как это направление развивается сейчас?

Оно делается. Очень мало действительно талантливых людей в мире в целом, в том числе аниматоров. Из того количества авторских фильмов, которые делаются, очень немногие заслуживают внимания. Так было всю жизнь, потому что настоящих произведений искусства всегда очень мало.

Что касается анимационных школ, обучения?

На сегодняшний день в России появилось очень большое количество анимационных школ. После того как я вернулся из США, я стал преподавать и  анимационную режиссуру в Вышке*. Также провожу мастер-классы в других школах.

Вот, например, «Союзмультфильм» возобновил курсы повышения квалификации режиссеров. Недавно был выпуск мастерских — Михаила Алдашина, Алексея Алексеева и Игоря Ковалёва.

*Высшая школа экономики

К детскому контенту, как правило, предъявляются такие требования: безопасность, развлекательная составляющая, приветствуется образовательный элемент. Какие требования к авторской анимации, авторским фильмам? Чему вы учите в этом смысле студентов?

Когда я учу студентов, я стараюсь показывать, а главное — анализировать  фильмы: шедевры, классические и современные (с моей точки зрения). А далее студент сам понимает, интересно ему это или нет, пойдет ли он по такому пути или выберет иной. В процессе учёбы они воспринимают разные произведения. В этом и прелесть: каждый художник становится непохожим на другого. Нельзя ничего  требовать от студента. Я всегда их учу: фильтруйте то, что я говорю, потому что это очень субъективная точка зрения. Ведь когда жил Винсент Ван Гог, многие говорили, что этот человек не умеет рисовать. То же самое с мультипликацией.

Игорь Ковалёв, графическая работа

Игорь Ковалёв, графическая работа

Игорь Ковалёв, графическая работа

Как оцениваете творческий потенциал современных студентов?

Сегодня происходит то же, что и происходило раньше. Среди студентов процентов 15-20 будут делать интересное кино, а кто-то будет заниматься не своим делом.

Возвращаясь к авторской анимации, на телеканале «Мультиландия» есть вечерний слот «Мультики для мамы», где показывают авторские короткометражки. По-вашему, почему нужно смотреть и показывать авторскую анимацию, в частности на ТВ? Почему родителям стоит показывать её детям?

Показывать в любом случае нужно, а зритель будет выбирать, что ему интересно.

Я как дедушка тоже выборочно показываю внукам авторские фильмы, но только такие, которые никак не нарушают психику детского возраста.

Кто-то показывает своим детям и внукам «сладкие», однозначные мультфильмы, которые совершенно несовременны на мой взгляд.. Чем отличается ребёнок XXI века от ребёнка XX века? Идёт более быстрое развитие. Многим родителям кажется, что ребёнок не воспримет какие-то вещи, что это сложно для него. О нет! Если там (в фильме) есть какой-то интересный, загадочный мир, он обязательно воспримет, но необязательно, что поймет, впрочем, как и взрослые.

В одном из интервью вы говорили, что «искусство должно быть загадкой». А каким должно быть искусство для детей? Получается, с детьми это тоже работает?

Вдвойне. Ребенок любит загадки, обожает. Это не значит, что детям надо показывать сложное авторское кино, но загадка должна быть обязательно. Вы не представляете, сколько загадок у Хаяо Миядзаки. Там столько слоев!  Ребенку неважно все понимать. Главное — его не ранить. То, что он не поймет, — останется загадкой. А загадка для любого человека, начиная с двухлетнего возраста, интересна. И если это интересный мир, тебе ещё раз захочется посмотреть.

Смотрите авторские анимационные фильмы — «Мультики для мамы» — каждую пятницу в 23:00 на телеканале «Мультиландия»!