Новости

«Роскино» назвало самые продаваемые за рубеж российские сериалы и приоритетные направления экспорта

В список самых популярных российских сериалов, которые покупали в 2021 году за рубежом, вошли «Перевал Дятлова» и проекты ВГТРК, сообщает РБК. Спрос на российский контент растет на фоне возникшего из-за пандемии дефицита «голливудского».

Госкомпания «Роскино», которая занимается продвижением российского кино на международных рынках, определила самые популярные российские сериалы, проданные за границу в январе—сентябре 2021 года. Лидером, как рассказал РБК представитель «Роскино», стал триллер «Перевал Дятлова» от компании «1-2-3 Production» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг»). Кроме него наибольшим спросом за рубежом в 2021 году пользовались пакет сериалов ВГТРК (среди них — «Зулейха открывает глаза», «Грозный», «Оптимисты. Карибский сезон», «Зови меня мамой», «Закрытый сезон») и романтическая комедия «Секреты семейной жизни» от продюсерской компании «Среда» и холдинга «МТС Медиа».

Россия, по данным «Роскино», уже третий год подряд входит в топ-10 стран — экспортеров сериалов (точных оценок госкомпания не приводит). Среди конкурентов, которые традиционно входят в десятку лидеров, — США, Южная Корея, Великобритания и Испания. Впрочем, определить место России в мировом экспорте сериалов сейчас затруднительно, указывает глава информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов: нередко контент продается производителями самостоятельно, в обход специализированных форумов и услуг посредников в лице «Роскино», поэтому информация о продаже отечественных продуктов за рубеж все еще фрагментарна.

Перечисленные проекты — одни из наиболее громких на рынке, они демонстрируют широкую географию продаж и востребованы как для кинотеатрального проката, так и для ТВ и стриминговых сервисов, пояснили в «Роскино». Но методику оценки популярности сериалов в компании не раскрыли, уточнив лишь, что при составлении рейтинга «опирались на географию покупателей и статус сделок».

Пакет сериалов ВГТРК был продан в Болгарию для государственного телеканала BNT. Французский дистрибьютор Ampersand Fiction выкупил у холдинга исторический триллер «Кровавая барыня», а шведский телеканал Axess TV — сериал «Идиот». Также пакет сериалов «Кровавая барыня», «Грозный» и «Оптимисты. Карибский сезон» был продан сервису Amazon Prime Video.

Еще один вошедший в топ популярных за рубежом сериал — «Секреты семейной жизни», доступный в онлайн-кинотеатре холдинга МТС, — купил международный дистрибьютор Armoza Formats. Он же выкупил сериал «Триада» от Comedy Club Production и ТНТ.

Права на «Шерлока Холмса в России» от сервиса START и студии «Среда» проданы компании ZDF Enterprises для дистрибуции всему миру, за исключением России и стран СНГ.

В 2021 году за рубеж продавались не только готовые сериалы, но и заключались сделки по производству российских сериалов по заказу зарубежных платформ. Так, стриминговая платформа Netflix совместно со студией «1-2-3 Production» снимает российский многосерийный проект «Анна К». Студия «Водород» по заказу того же стриминга сделает уже второй российский сериал, одним из режиссеров выступит Эдуард Оганесян, постановщик проекта «Чики».

Данные об экспорте российских сериалов в денежном выражении в «Роскино» не раскрыли. Выручка от сделок по продаже за рубеж самого популярного сериала «Перевал Дятлова» могла составить «несколько миллионов долларов», оценивает Евгений Сафронов из InterMedia. В «Газпром-Медиа» не раскрывают финансовые детали сделок.
Почему российские сериалы становятся популярнее за рубежом

С 2020 года в мировой индустрии, по оценкам «Роскино», наметился тренд на региональный контент, в том числе и российский. Одна из причин этого — растущая популярность онлайн-кинотеатров и других VOD-платформ, которая «не в последнюю очередь» вызвана пандемией коронавируса, добавляет представитель «Роскино».

В 2020 году рынок в пик пандемии переориентировался с «голливудских проектов на региональные», отмечает директор по управлению контентными правами видеосервиса START Дарья Бондаренко. На зарубежных территориях дольше сохранялись ограничения на съемки, из-за чего образовался дефицит контента: в связи с этим международные игроки стали обращать внимание на локальные рынки и их продукт, поясняет Бондаренко.

Создатель и гендиректор киностудии «Профит» Игорь Толстунов объяснил повышение спроса на российские сериалы ростом их качества: «У нас стали снимать продукт мирового уровня». Но в денежном выражении доля продаж российских сериалов, как и фильмов, на международном рынке, по словам эксперта, ничтожна: их все еще сравнительно мало, а стоимость хоть и сопоставима с европейскими, но ниже американских или британских. «Для мирового рынка продукт, произведенный не в Америке и не на английском языке, все еще остается на обочине», — констатирует Толстунов.

Весь российский экспорт аудиовизуального контента, включая сериалы, по последним данным, может составлять около $100 млн в год. Для сравнения: Южная Корея экспортирует аудиовизуальный контент на $1 млрд ежегодно, указывает член Международной академии телевизионных искусств и наук, член Академии российского телевидения (ТЭФИ) и президент группы «Приор» Родион Павлючик.

Приоритетный рынок для российских сериалов, по мнению «Роскино», — Латинская Америка, в частности Мексика, Бразилия и Аргентина. Этот регион очень интересен российской аудиовизуальной индустрии с точки зрения продаж контента, поскольку там страны с большой аудиторией, а также с точки зрения совместных проектов. Производители сериалов очень заинтересованы и в рынке арабских стран, но возможности выхода в этот регион только прорабатываются. При этом страны Азии предпочитают анимационные и документальные проекты. Например, группа компаний «Рики» заключила сделку с Good TV, которая займется дистрибуцией проекта «Фиксики» (компьютерный анимационный сериал) на территориях Тайваня и Филиппин. В Европе, по данным «Роскино», отмечается спрос на игровой контент. Большим спросом российские проекты пользуются на международных VOD-платформах, доступных во многих странах.

Увеличение количества стриминговых платформ, а также приход в Россию платформ HBO Max и Apple+ могут привести к росту экспорта сериалов в десять раз, считает Павлючик.

Холдингу START международная дистрибуция в этом году приносит около 10–15%, рассказали в компании, не называя абсолютных цифр. В числе приоритетных территорий для международной экспансии у компании — Восточная и Центральная Европа, в более отдаленных планах — рынки Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Телеканал «Пятница!», как рассказали в пресс-службе «Газпром-Медиа», продал в Европу и Прибалтику практически все свои сериалы, в числе которых «Аль-Капотня», «Олег», «Училки в законе», «Мылодрама» (два последних размещены также на Amazon Prime Video). Сейчас телеканал ведет переговоры с североамериканскими платформами и Латинской Америкой.

У НТВ продажи контента за рубеж выросли за последний год на 30%: в начале 2021 года канал заключил пакетную сделку с крупным французским дистрибьютором Ampersand Fiction, были куплены права на сериалы «Потерянные», «Фемида видит» и «Душегубы», последний проект также вошел в онлайн-библиотеку Walter Presents, рассказал генеральный продюсер вещателя Тимур Вайнштейн. Сделка, по его словам, открыла для канала рынки Великобритании, Ирландии, Африки, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

У ВГТРК по промежуточным результатам 2021 года уже лицензированы для показа за рубежом 46 сериалов. Контракты заключены в том числе с телеканалами ССТV (Китай), Channel Ginga (Япония), Axess TV (Швеция), SBS (Австралия), Canal 22 (Мексика), RTVS (Словакия), TVP, Epic (Польша), BNT (Болгария), а также цифровыми площадками Amazon, Netflix, Hulu Japan, iTunes и Google Play.

 

Автор:
Категория: Новости