Новости

Российская киноиндустрия и бойкоты из-за войны на Украине: запреты «заставляют замолчать голос российского протеста»

Предлагаем вашему вниманию перевод статьи Кристофера Вурлиаса с комментарием генерального директора ООО «Студия Метрафильмс» и члена Правления Ассоциации анимационного кино Артема Васильева, которая была опубликована в журнале Variety 1 марта.

Война России на Украине вызвала быстрое и широкомасштабное осуждение со стороны международного сообщества, которое ввело беспрецедентные санкции против президента Владимира Путина и его ближайшего окружения и довело российскую экономику до критического состояния, когда в понедельник рубль упал до исторического минимума.

На фоне призывов к бойкоту российских фильмов, получивших государственную поддержку, и резкой реакции со стороны европейских медиа-групп, культурных учреждений, кинофестивалей и отраслевых собраний, негативная реакция потрясла российских кинематографистов, имеющих давние личные и профессиональные связи с киноиндустрией континента.

«Потребность Европы в четком антивоенном заявлении понятна и необходима. Однако отстранение всех россиян от участия в крупных культурных мероприятиях не только бесполезно, но и вредно», — говорит неназванный автором статьи продюсер. «Сотни и тысячи российских деятелей культуры открыто не согласны с решением правительства начать войну: они осуждают его действия, выходят на протесты, поддерживают Украину, рискуют быть осужденными за измену. Почти все они не голосовали за Путина».

Продюсер добавил: «Запретив этим людям участвовать в международных мероприятиях, Европа заглушает голос российского протеста, изолируя людей, которые хотят остановить войну, вместе с людьми, которые хотят ее эскалации».

После вторжения на прошлой неделе Украинская киноакадемия призвала к международному бойкоту российского кино, призвав общеевропейские институты исключить страну из финансовых инструментов, таких как фонд Совета Европы Eurimages, а продюсеров, дистрибьюторов и фестивали — отвергнуть «культуру государства-агрессора, развязавшего неоправданную и неспровоцированную войну в Центральной Европе». Группа, запустившая петицию на Change.org, добавила: «Даже само присутствие российских фильмов в программе мировых кинофестивалей создает иллюзию причастности России к ценностям цивилизованного мира».

Реакция международного киносообщества набирает обороты. В воскресенье Series Mania объявил, что поддерживаемому государством российскому агентству по продвижению фильмов «Роскино» будет отказано в участии в международной телевизионной выставке, которая состоится в конце этого месяца в Лилле, где, как ожидается, состоится презентация нашумевших российских драм. Организатор MipTV RX заявил во вторник, что будет следовать «правительственным санкциям и политике на каждой территории, где [он] работает», что фактически исключает присутствие России на апрельском мероприятии в Каннах. Британский орган по торговле экранами Pact также призвал своих членов приостановить любое сотрудничество и торговлю с Россией.

В понедельник Disney, Warner Bros. и Sony Pictures заявили, что приостанавливают все кинотеатральные релизы в России, в том числе грядущие блокбастеры «Краснея», «Бэтмен» и «Морбиус». Тем временем Стокгольмский кинофестиваль объявил, что не будет показывать российские фильмы, финансируемые государством, на фестивале в этом году, «пока продолжается текущая война», в то время как кинофестиваль в Глазго заявил, что отозвал два российских фильма из программы 2022 года. программа, утверждая, что это решение было «не отражением взглядов и мнений создателей этих названий… [но] что было бы неуместно проводить эти показы в обычном порядке в нынешних обстоятельствах».

Когда в понедельник вступили в силу западные санкции, а США, Великобритания и Европейский союз ограничили доступ Центрального банка России к большей части своих валютных резервов, Россия оказалась на грани экономического кризиса. Рубль потерял более 40% своей стоимости после начала торгов в понедельник, что побудило правительство заморозить фондовый рынок, а центральный банк удвоил процентные ставки и запретил иностранцам продавать местные ценные бумаги, чтобы защитить колеблющуюся экономику. По всей стране люди ринулись снимать деньги в банкоматах.

Финансовый кризис и растущее общественное давление на компании, требующие бойкотировать российский бизнес, уже сказываются на кинематографистах. «Совместное производство — особенно с Европой — было одним из наших основных инструментов, а с Россией его практически больше не существует», — сказал Артем Васильев из «Метрафильмов», которому на этой неделе поступили звонки от партнеров по всей Европе, которые изменили курс предыдущего сотрудничества. производственные соглашения. «Все, что так или иначе связано с Европой, либо приостановлено, либо отменено».

Продюсер сообщил, что «уважает позицию» европейских продюсеров, которые настороженно относятся к «ядовитым» ассоциациям с российскими деловыми партнерами.

«Ситуация в Украине ужасающая, — сказал Васильев. «Исход всей ситуации — кошмар». Тем не менее он выразил разочарование и печаль в связи с перспективой того, что российская киноиндустрия станет «побочным ущербом» от решения Путина вторгнуться в Украину. «Все, о чем я мечтал последние 15 лет, теперь отменено… Мы просто держимся и пытаемся продумать следующие шаги».

Быстрая и внезапная изоляция российской киноиндустрии последовала за многолетними согласованными усилиями по укреплению ее глобального авторитета. Орган по продвижению фильмов «Роскино» сыграл ключевую роль в повышении узнаваемости российских кинематографистов посредством таких мероприятий, как Key Buyers Event, ежегодная демонстрация контента, которая в прошлом году привлекла 200 международных покупателей. Крупные кинорынки, такие как Европейский кинорынок, Американский кинорынок и Каннский кинорынок, теперь регулярно принимают российские павильоны, организованные поддерживаемой государством организацией, которая, по мнению многих продюсеров, впервые объединила зачастую разрозненную отрасль.

Министерство культуры России активизировало свои усилия по привлечению иностранных продюсеров в страну, введя в 2019 году программу рибейтов, а также фонд для поддержки совместного производства. Один из фильмов, получивших такую ​​поддержку, транссибирская история любви Юхо Куосманена «Купе № 6» стал со-лауреатом Большого приза жюри Каннского кинофестиваля в прошлом году. Российского режиссера Киру Коваленко также чествовали на набережной Круазетт за ее второй фильм «Разжимая кулаки», получивший приз программы «Особый взгляд».

Тем не менее такие триумфы отражают головокружительные взлеты и падения российского кино в эпоху Путина, которые в полной мере демонстрировались в Каннах: всего за несколько дней до вручения наград Кирилл Серебренников не явился на мировую премьеру своего конкурсного фильма «Петровы в гриппе», потому что провокационному режиссеру запретили покидать Россию по тому, что он и его сторонники называют сфабрикованными обвинениями.

Между тем решение Series Mania запретить Роскино участвовать в мероприятии было принято всего через несколько месяцев после того, как отраслевое подразделение телешоу «Форум» вручило награду за лучший проект драме «Красная радуга», снятой Александром Роднянским.

Тем не менее, трудно переоценить влияние государственного финансирования на российскую киноиндустрию, где государственные деньги лежат в основе как независимых артхаусных фильмов, так и коммерческих блокбастеров.

«В России большинство фильмов, созданных независимыми кинокомпаниями, было создано с помощью Министерства культуры», — комментирует Васильев, который с использованием государственного финансирования выпустил драму Михаила Бородина о современном рабстве «У дома», премьера которой состоялась на Берлинском кинофестивале в этом году. Другой спикер добавил, что финансирование от министерства культуры и поддерживаемого государством Фонда кино «по-прежнему часто является критически важной частью любого плана финансирования, даже когда речь идет об использовании прямых инвестиций и стримеров».

Российские кинематографисты говорят, что случаи прямой цензуры редки, однако опытные продюсеры вынуждены искусно ориентироваться в системе, используя мягкие деньги для финансирования коммерческих проектов, а также используя частный капитал для более сложных или противоречивых тарифов. Быстрый рост российских потоковых сервисов, таких как Яндекс, KION и More.tv, многие из которых поддерживаются гигантами банковского, технологического и энергетического секторов, может вскоре позволить производителям полностью отказаться от государственного финансирования.

Что остается неясным, так это то, как широкомасштабные санкции, объявленные США и Европой в последние дни, повлияют на корпоративные монолиты, чьи обширные интересы распространяются на индустрию развлечений. Среди российских компаний, на которые нацелены иностранные законодатели, — Газпромбанк, владелец конгломерата «Газпром-Медиа», в холдинг которого входят девять эфирных телеканалов; растущий сервис Premier; ведущий кинопрокат и продюсерская компания «Централ Партнершип»; и еще восемь производственных компаний, в том числе 1-2-3 Production, компания, стоящая за предстоящей экранизацией «Анны Карениной» для Netflix. Другая компания, попавшая под санкции, банковский гигант Сбербанк, владеет Okko, одной из ведущих стриминговых платформ в России.

Тем временем сталелитейный магнат Алексей Мордашов, который был среди российских олигархов, пострадавших от санкций ЕС на этой неделе, является председателем правления «Севергрупп», в чьи холдинги входит «Национальная медиагруппа», которой принадлежит крупнейший в стране вещатель «Первый канал»; компания платного телевидения Viasat; стриминговый сервис More.tv; около десятка продюсерских компаний, включая лидеров отрасли Art Pictures Studio и Водород; и дистрибьютор Art Pictures Distribution.

Интересы компании также переплетаются с голливудскими: Медиа Альянс, совместное предприятие Национальной Медиа Группы и Discovery, Inc., является российским дистрибьютором портфолио платных телеканалов Discovery и Turner. Медиа Телеком, совместное предприятие НМГ и государственного телекоммуникационного гиганта Ростелеком, является эксклюзивным дистрибьютором в России каналов платного телевидения Fox Networks Group. Мордашов настаивает на своей невиновности, заявив в понедельник российскому информационному агентству ТАСС: «Я не имею абсолютно никакого отношения к возникновению нынешней геополитической напряженности и не понимаю, почему ЕС наложил на меня санкции».

Затем есть миллиардер Роман Абрамович, чей кинофонд Kinoprime в 100 миллионов долларов был объявлен гейм-ченджером в российской киноиндустрии. Он был запущен в Каннах в 2019 году и помогал финансировать амбициозные артхаусные фильмы, такие как «Петровы в гриппе». В последние дни британские законодатели усилили призывы к санкциям против олигарха за его якобы тесные связи с Владимиром Путиным и его «общественную связь с коррупционной деятельностью и методами», согласно просочившемуся документу из Министерства внутренних дел Великобритании. Абрамович годами отрицал любые обвинения в правонарушениях.

На этой неделе российско-израильский магнат посетил Беларусь, где, как сообщается, участвовал в усилиях по заключению мирного соглашения между Россией и Украиной. Остается неясным, будут ли на него наложены потенциальные санкции и как они повлияют на Kinoprime, который Абрамович финансировал вплоть до 2022 года.

Пересечение искусства, денег и политики вряд ли уникально для российского кинобизнеса. Тем не менее, многие в мировой киноиндустрии сейчас стоят перед жестким моральным выбором в отношении того, как взаимодействовать с российскими кинематографистами. Европейская киноакадемия объявила во вторник, что присоединилась к «масштабным глобальным санкциям, действующим в настоящее время против России, и полностью поддерживает призыв Украинской киноакадемии бойкотировать российские фильмы», добавив, что она исключит российские фильмы из конкурса European Film Awards в этом году.

Украинская киноакадемия подвела черту, призвав продюсеров прекратить любые деловые отношения с «субъектами хозяйствования Российской Федерации». «Помните, что бизнес, который будет использовать ваши фильмы, платит налоги в российский бюджет, который финансирует армию, нарушившую границы независимого государства, и закупает ракеты для бомбежек гражданского населения Европы», — говорится в заявлении группы.

Однако такие сложные моральные вопросы лежали в основе российского кинематографа еще с советских времен; на протяжении десятилетий российские кинематографисты пытались понять, как жить, противостоять и создавать искусство в условиях репрессивной системы. Многие профессионалы индустрии по всей Европе демонстрируют поддержку своим российским коллегам, а кинофестиваль в Локарно заявил, что не будет бойкотировать российские фильмы на фестивале 2022 года, а скорее поддержит «свободу выражения мнений и… кинематографическое искусство во всех его формах».

Александра Абыкова из берлинской компании по продажам M-Appeal, которая представляет «Без оглядки» Кирилла Соколова, один из двух российских фильмов, снятых программистами из Глазго, сказала, что «полный запрет или бойкот артистов из страны означал бы, что даже эти редкие голоса протеста заставят замолчать, что не будет способствовать миру».

Генеральный директор M-Appeal Марен Кройманн добавила: «[Фильмы] — это художественное выражение личности. В фильмах обсуждаются важные темы российского общества и обсуждаются текущие проблемы, как и в других странах, часто критические или подрывные. Это важные голоса, которые не следует затыкать».

Дэн Векслер из женевской продюсерской компании Bord Cadre Films, которая является сопродюсером фильма «Петровы в гриппе» и сотрудничает с российской Hype Film в работе над следующим фильмом Серебренникова «Жена Чайковского», подчеркнул, что российские деятели культуры и искусства не должны нести вину за принятые политиками решения.

«Они не несут ответственности за то, что происходит [в Украине]», — сказал он. «Это культура. Это искусство. Я не понимаю, почему, например, какой-либо фестиваль должен заносить в черный список российское кино». Он добавил: «Мы должны поддерживать голоса и таланты этой страны».

Автор:
Категория: Новости