Новости

Альманах «Блокадные судьбы» с помощью анимации расскажет о жизни в осажденном городе

Режиссер, художник и аниматор Ирина Евтеева рассказала о своем фильме «Щелкунчик, пианино и венок из одуванчиков».

В 2022 году кинокомпания «Гамма-фильм» представит альманах «Блокадные судьбы» по сборнику новелл режиссера и сценариста «Ленфильма» Вадима Михайлова. Альманах состоит из 16 анимационных фильмов, снятых разными режиссерами в своей стилистике. Пять короткометражек уже были показаны публике в киноклубе «Ленфильма» в честь 80-летия начала работы Дороги жизни. Премьера запланирована ко Дню полного освобождения Ленинграда.
Режиссеры довольно редко обращаются к языку анимации, чтобы рассказать новому поколению о трагедии прошлого. Но именно условность анимационного искусства позволяет подобрать сильные метафоры и верную интонацию для разговора на болезненные темы.
Один из фильмов сняла режиссер Ирина Евтеева, обладательница Серебряного льва Венецианского кинофестиваля за лучший короткометражный фильм и других престижных наград. Ее уникальная техника — рисунки по стеклу — позволяет создавать мир, одновременно реальный и сказочный. Режиссер сначала проводит съемки с артистами — как в игровом кино, потом превращает киноэпизоды в живопись- ожившие картины. Мультфильм о случайной встрече и жизни двух подростков в холодном блокадном Ленинграде она рисовала по стеклу, покрытому инеем, чтобы передать ощущение морозного воздуха.

Фильм называется «Щелкунчик, пианино и венок из одуванчиков». В историю, описанную Вадимом Михайловым, вплетены мотивы сказки Э.Т.А. Гофмана. В воображении девочки Маши ее новый друг Сергей становится благородным Шелкунчиком, фашисты на самолетах, бросающие бомбы на город, — полчищем крыс. Трагедия приобретает магическое измерение, и смерть под развалами дома становится переходом в новую жизнь. Здесь светит солнце, и герои вдвоем, на зеленой поляне, усыпанной одуванчиками, встретились, чтобы не расставаться. Соединить реальную историю с рождественской сказкой Ирина Евтеева придумала сама — работа над фильмом длилась три года.

«Новелла, которую я выбрала, занимает всего полторы страницы, надо было сделать 11 минут, в результате получилось 26 минут. Я дописала сценарий, оттолкнувшись от того, что в моей истории мама девочки была театральным художником, и работала над декорациями. В блокадную зиму, перед смертью, она нарисовала на стене елку (ленинградцы рассказывали, что действительно рисовали елки на стене и украшали их новогодними игрушками) и подарила дочке книжку «Щелкунчик». И когда Маша читает сказку, ей кажется, что мама рядом. В фильме есть и крысиный король, крысы ассоциируются с врагами, со страшной бедой, которая обрушилась на наш город. Два подростка, оставшись без матерей, достойно переживают страшную зиму 1941 года. И когда у Маши крадут хлебные карточки, Сережа — будущий пианист, без размышлений отдает самое для него дорогое – пианино», — рассказала Ирина Евтеева

В фильме использованы подлинные вещи времен блокады, семейные.
Дедушка Ирины Евтеевой — Федор Федоровский был актером, и перед самым началом войны, о которой никто тогда и не подозревал, вместе со своей семьей поехал на съемки фильмов «Секретарь райкома» Ивана Пырьева и «Оборону Царицына» братьев Васильевых.

«Там и застала их война. В Сталинграде жила мама моего дедушки. Так что дедушка ехал работать, а мама и бабушка отдыхать. Мама, тогда маленькая девочка, только закончила первый класс. Они думали, что проведут там школьные каникулы, но студию эвакуировали в Алма-Ату, откуда они вернулись в Ленинград только в 1944 году. В блокадном городе оставались мои прабабушка и прадедушка. Им тогда было по пятьдесят пять лет. Они пережили блокаду.У нас сохранились мамины куклы, салфетки, вышитые вручную, и елочные игрушки довоенного времени — в фильме мы украсили этими игрушками нарисованную на обоях елку. Эти предметы придали истории личный характер», — говорит Ирина Евтеева.

Анимация позволяет построить повествование на метафорах, когда в кадре нет ни одного случайного предмета.
Лейтмотив всех фильмов альманаха о том, как важно в любой ситуации оставаться Человеком. «Голод делает из человека нечеловека, но в блокаду многие люди сохранили в себе сострадание, доброту и человечность вопреки чудовищным условиям. Это главное, о чем хотелось рассказать», — добавила Ирина Всеволодовна.

И еще этот мультфильм об умении радоваться — редким мгновениям тишины, случайной встрече, любимой музыке и книгам. Эта способность любить и верить помогла победить.

Автор:
Категория: Новости