Новости

«Важно доносить до юного зрителя общечеловеческие, гуманитарные ценности»: как сегодня развивается российская анимация

Накануне Дня защиты детей Мария Савиных, креативный директор киностудии «Союзмультфильм», рассказала о важности и безопасности детского контента, культовых тайтлах и ребутах, а также об актуальных трендах в российской анимации

Мария, какой, на ваш взгляд, детский контент будущего и какой контент Вы хотели бы видеть на телеканалах и хостингах, в онлайн-кинотеатрах и в кино?

Если говорить о детском контенте в общем, то, на мой взгляд, по-прежнему важно доносить до юного зрителя общечеловеческие, гуманитарные ценности, такие как доброта к себе и другим, важность взаимовыручки и дружбы, оптимистичный взгляд на жизнь и принятие разных точек зрения, что является залогом гармоничного воспитания ребенка. Хочется видеть больше вдохновляющего и воодушевляющего контента, который даёт детям инструменты, чтобы и в реальной жизни действовать конструктивно, свободно самовыражаться и оставаться человечными в любых ситуациях. Что касается развития российской анимации, то наша индустрия этот шаг уже делает — создаёт контент для подростков и юношества. В дошкольной анимации мы уже наработали большой опыт, и теперь пошли в контент для более старшей аудитории.

Как вы считаете, в каких направлениях следует развиваться российской анимации?

Как я уже сказала, с детским контентом российская анимация уже более-менее научилась работать, но дети растут, и их начинают интересовать уже другие вопросы и темы, ответы на которые им получить попросту негде. Хочется научиться создавать качественный подростковый контент в русле российских ценностей и культуры.

Для детского контента важна образовательная миссия, если это не специализированные тайтлы? Или важен всё-таки уклон в развлечения? Как найти баланс между образованием и развлечением и нужен ли он?

На мой взгляд, любой образовательный контент гораздо проще подать через развлечение. Мы хорошо знаем, что информация гораздо лучше усваивается через игру, через необычные формы подачи материала. Тем более это работает в детском контенте. Вопрос баланса, скорее, стоит только в самом соотношении образовательных и развлекательных аспектов. Например, сериал «Оранжевая корова» в некотором смысле тоже учит детей социальному взаимодействию со сверстниками. А в сериале «Енотки», например, обучающий компонент более конкретно выражен: в одном из сезонов дети узнают, что такое антонимы, изучают пары слов «далеко — близко», «высоко — низко» и т.п., но, конечно, делают это через игру и песенки.

 Вовлечение аудитории в создание контента и как понять, что будет интересно через 3-5 лет (так как цикл создания анимационных проектов сильно больше)?

Это действительно очень актуальный для анимации вопрос, так как производство в нашей отрасли — это долгий процесс. Даже сейчас при разработке проекта мы сталкиваемся с тем, что за год, а это среднее время, которое требуется для девелопмента, мир так меняется, что нам необходимо реагировать и дополнять разработку контента, вводя в него то или иное понятие. Яркий пример — искусственный интеллект. Он развивается такими темпами, что буквально каждую неделю появляется большое количество новой информации, и сложно представить, что будет через 5 лет.

Я считаю, что все вокруг будет, безусловно, меняться, и чем дальше, тем быстрее, но есть что-то очевидное и незыблемое, на что можно опереться. Совершенно точно мир пошел по пути технологического прогресса, и, если не случится каких-либо глобальных катастроф, вектор этого движения не изменится. Так что мне кажется, миры будущего, вымышленные гаджеты, освоение космоса, научная фантастика и тому подобные контексты будут актуальны еще долгое время. А незыблемое — это ценности. Я считаю, что общечеловеческие ценности будут актуальны всегда. Например, как отличить настоящего друга от ненастоящего? Думаю, ответ на этот вопрос в любые времена будет одинаков. Культурные аспекты в разных странах могут разниться, а основа — нет. Что касается жанров, я считаю наиболее перспективными направлениями комедию, фантастику и фэнтези.

Какую роль играет киностудия «Союзмультфильм» в вопросах воспитания подрастающего поколения и какие действия предпринимаются на уровне государства в вопросе безопасного детского контента?

Надо отметить, что весь дошкольный контент строго регламентирован с точки зрения безопасности. Все, что делают герои на экране, должно быть безопасно для ребенка — мы не можем исключить, что маленький зритель захочет повторить увиденное. Каждый детский сериал, который разрабатывается на студии, во-первых, делается с участием детских психологов, а во-вторых, имеет определенную, так скажем, воспитательную направленность. Например, комедийный сериал «Лудллвилль», хоть и является прежде всего развлекательным, в основе своей доносит посыл, что в любой ситуации можно найти выход, если посмотреть на задачу под разными углами. То есть, фактически учит творческому подходу к делу и критическому мышлению. В «Оранжевой корове» показаны примеры оптимального взаимодействия детей со сверстниками, при этом, мы также получаем множество благодарностей от родителей и бабушек. Они говорят, что с удовольствием наблюдают за тем, как ведут себя в сериале родители с детьми, и учатся на их примерах. В «Простоквашино» с помощью юмора мы затрагиваем уже чуть более сложные темы для младших и средних школьников: здесь герои сталкиваются и с первой влюбленностью, и с более неоднозначными ситуациями. Не знаешь, как правильно сказать, что тебе обидно? Просто скажи — тот, кто тебя любит, услышит и поймет. Болит зуб — не затягивай, сходи к врачу. Но главное в «Простоквашино» — это, конечно, семейные ценности. Основная идея заключается в том, что твоя семья всегда с тобой, там ты ценен и важен, тебя поймут и примут таким, какой ты есть.

Ключевое решение — не только проверять контент ДО, но быть готовым обсудить его после: как оценить успешность контента и его влияние на детей, если это в принципе возможно?

Не очень понимаю, как можно оценить влияние контента на детей. В нашем мире успешность — это, скорее, равно узнаваемость. Если проект знают, любят героев, цитируют и плюс работает лицензионная программа — это значит, что он успешный. А влияние, наверное, можно будет оценить только спустя десятки лет. Сейчас мы видим пример нескольких поколений, выросших на советских мультфильмах. Что это? Прежде всего, это общий культурный код. А также общее понимание того, что такое хорошо, что такое — плохо. У сегодняшнего поколения уже нет такой насмотренности в части советской классики, скорее, они опираются на мировую поп-культуру.

Раз уж заговорили про советские мультфильмы. Школа советской анимации во все времена считалась монументальной, сильнейшей. Стоит ли современной российской анимации заимствовать какие-то приемы и методы советской школы?

У нас действительно очень богатое и ценное наследие. И прежде всего, это художественная школа, на которую стоит опираться при поиске и развитии современного художественного стиля. В наших мультфильмах было много новаторского с точки зрения постановки. Безусловно, есть чему вдохновляться и с точки зрения режиссуры: особенно это касается розыгрышей и темпоритма. Раньше все паузы и акценты очень четко выверяли из-за ограниченного метража плёнки, которую выдавали на производство фильма.

Стоит ли адаптировать героев прошлого под современных детей или новому поколению нужны новые герои?

Мы считаем очень важным поддерживать связь поколений. Взять, например, тот же сериал «Простоквашино». Очень здорово, что ребёнок может объяснить бабушке, например, что такое «хейт», а бабушка — кто такой почтальон и что такое самовар. А с родителями можно поговорить на тему серии, при этом можно обсуждать героев в контексте того, какими они были в классических мультфильмах и какими предстают сейчас. Это прекрасный повод пообщаться с семьей, и мы за то, чтобы таких поводов было больше. Тот же пример с «Умкой».  Очень хочется познакомиться наших детей с этим удивительно добрым, смелым, любознательным белым медвежонком, а также рассказать им больше об удивительных малых народах Севера, их культуре, обычаях и традициях. Именно поэтому сначала мы выпустили мультфильм «Умка на ёлке», который закрывал советскую дилогию и рассказывал о том, как Умка отыскал друга и вернулся домой, к маме. А затем — сериал «Умка», в котором мы не только бережно сохранили художественную, музыкальную и поэтическую в широком смысле эстетику мультфильма, но и облекли её в более динамичную, современную форму, чтобы детям было интересно смотреть. Безусловно, нужны и новые герои, они есть и продолжают появляться, но и донести до наших детей культовые образы героев нашего детства тоже важно. Иначе это наследие просто канет в лету, так как ни темпоритм повествования, ни художественные решения анимации советских времён уже не отвечают запросу и зрительским привычкам нынешнего поколения.

В мае эксклюзивно на телеканале «Мультиландия» стартовал новый сезон «Ну, погоди! Каникулы». Расскажите про уникальность техники создания мультсериала. Как это повлияло на восприятие проекта аудиторией в сравнении с классическим советским мультфильмом? Какие результаты это даёт?

3D даёт больше возможностей с точки зрения розыгрышей, ракурсов камер, играет на руку приключенческой составляющей. Сравнивать восприятие проекта в сравнении с классическим циклом мультфильмов в корне неверно. Раньше мультфильмы не сегментировались по аудиториям, поэтому было допустимо и курение в кадре, и заигрывание с темой взрослых взаимоотношений — сейчас это просто невозможно.

Сериал «Ну, погоди! Каникулы» рассчитан на целевую аудиторию 6-8 лет. Он не рассчитан на родителей от слова совсем. И целевая аудитория принимает сериал очень хорошо, мы постоянно проводим исследования и улучшаем сериал на основе зрительского отклика. Привносим узнаваемые для младших школьников ситуации, вводим новых героев и дополняем мир новыми интересными локациями.

В чем суть взаимоотношений современных Зайца и Волка? Кто они — враги, соперники, друзья, которые вечно соревнуются?

Прежде всего надо отметить, что Заяц и Волк сильно сблизились по возрасту. Поэтому, скорее, они вечные соперники, которые соревнуются не только в спорте, но и в любых ситуациях, где они оказываются вместе. Можно также сказать, что Волк завидует Зайцу и его успехам и в попытках «убрать» его с пьедестала, действует нечестно, но всегда получает мгновенный «бумеранг» — сам попадает в свои ловушки.

Что обусловливает выбор тем при создании сценария выпусков?

Мы ищем ситуации, в которых больше потенциала для гэгов и шуток. Разбираем именно те, которые более узнаваемы для нашей целевой аудитории. Иногда рождается что-то совсем фантазийное, но смешное настолько, что мы решаем попробовать и сделать серию на эту тему. Например, так родилась серия «Метеорит».

Какой он, юмор в жанре мультфильмов, где нет диалогов? В чём особенности киноязыка таких мультфильмов?

Особенностью гэгового, бездиалогового кино является значительная насыщенность действием и розыгрышами. Такой жанр требует очень большой слаженной работы нескольких сторибордистов и режиссера, потому что всё, что происходит на экране, должно быть не только понятно без слов, но ещё и смешно. Раньше мультфильмы делали долго, могли создавать одну серию целый год. А сейчас зрители хотят регулярно смотреть новые серии, поэтому их производится больше. В «Ну, погоди! Каникулы» герои используют всё-таки разные словечки. Наши зрители очень просят, чтобы герои даже больше говорили. Полноценных диалогов, то есть разговоров друг с другом у героев не будет, но разные фразочки и словечки уже появляются и будут появляться все больше.

 

Какие особенности киноязыка для данной целевой аудитории: как без слов донести посыл, чтобы его считали дети?

Основной посыл в сериале «Ну, погоди! Каникулы» один, и он очень легко считывается без каких-либо слов в любых сюжетах: «не рой яму другому — сам в нее попадешь». Иными словами, не делай никому ничего плохого, а то это вернётся тебе. Волк каждый раз пытается навредить Зайцу, а в итоге страдает сам.

На телеканале «Мультиландия» в рубрике «Мультики для мамы» мы показываем классику отечественной и советской анимации, авторскую анимацию: насколько это востребовано, есть ли талантливые авторы, какое будущее у этого направления?

Авторская анимация — это очень востребованное направление. В нём множество талантливых авторов. Во многом при правильном подходе авторская анимация — это экспериментальная колыбель, которая способна значительно обогащать опыт создания индустриальной анимации – техниками, идеями, приемами. В авторской анимации можно экспериментировать с повествовательными приемами и находить уникальные художественные решения. Мы рады, что у нас на «Союзмультфильме» есть возможность взаимодействовать с авторским кино, многие талантливые режиссеры из этой сферы работают на наших проектах и привносят в них свои замечательные идеи и свой опыт. И здорово, что на «Мультиландии» есть такая рубрика и мы можем показывать авторскую анимацию на экране ТВ.